Исследования роли идей Л.С.Выготского в становлении марксистской социальной психологии практически отсутствуют. Это объясняется, видимо, тем, что прямые высказывания по отдельным социально-психологическим проблемам в его трудах крайне редки. Вместе с тем выдвинутая Выготским концепция культурно-исторической детерминации психики, явившаяся общим фундаментом новой ориентации в психологической науке, должна быть рассмотрена и с точки зрения подготовки для построения марксистской социальной психологии.
1. Целесообразно выделить, как минимум, три блока идей Выготского, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу:
- а) некоторые принципиальные положения концепции, прямо адресованные будущей социальной психологии;
- б) ряд методологических принципов построения психологической науки в их приложении к системе социально- психологического знания;
- в) отдельные частные высказывания о понимании предмета социальной психологии и ее проблематики.
2. Из всего богатства общих положений концепции культурно-исторической детерминации психики особый интерес для построения системы социально-психологического знания представляют:
- а) идея социальной обусловленности высших психических функций человека, в частности тезис о первоначальном их существовании в качестве интерпсихической категории и последующем переходе в категорию интрапсихическую; задача социальной психологии в разработке понимания интерпсихического как данного в отношениях между людьми;
- б) раскрытие роли трудовой продуктивной деятельности, осуществляющейся с помощью орудий, в процессе интериоризации; акцент на изначально общественном характере этой деятельности, развивающейся в условиях кооперации и общения людей; необходимость социально-психологического анализа специфики процесса интериоризации при различных формах кооперации и общения;
- в) значение учения о двояком существовании высших психических функций для понимания сущности человеческой личности; возможные интерпретации понимания Выготским психологической природы человека — на основе тезиса Маркса о том, что сущность человека представляет собой совокупность общественных отношений;
- г) Понимание роли знака в развитии человеческого общения, соотношение условий использования речи и невербальных форм коммуникации; современные представления социальной психологии о проблеме кодификации информации в человеческом общении и значение идей Выготского о единице анализа при разработке конкретных методик декодирования (например, в контент-анализе).
3. Что касается методологических принципов построения психологии как науки, то для системы социально-психологического знания особенно значимыми представляются следующие:
- а) соотношение общей методологии и конкретного исследования, в частности способы включения философских принципов марксизма в ткань каждого отдельного исследования. Актуальной задачей современной социальной психологии остается построение промежуточных уровней обобщения эмпирического материала, разработка так называемой специальной (частной) методологии социально-психологического исследования;
- б) выявление роли единого объяснительного принципа в построении системы науки. Для социальной психологии это, в частности, разрешение дискуссионного вопроса о том, достаточен ли в таком качестве принцип деятельности или он должен быть дополнен принципом общения;
- в) опасность чисто аналитического подхода в науке, приводящего к расчленению предмета исследования, утрате его целостности. В социальной психологии эта проблема стоит как проблема исследования отдельных психологических характеристик жизнедеятельности социальной группы, в противовес анализу ее сущностного свойства — выступать единицей социальной структуры, т.е. быть включенной в социальный контекст;
- г) соотношение в психологии объяснительного и описательного подходов, что выступает в современной социальной психологии как дискуссия об ориентации ее на сциентистский либо гуманитарный образец, о судьбе количественных и качественных методов исследования.
4. Из частных проблем социальной психологии, затрагиваемых Выготским попутно с обсуждением более общих вопросов психологической науки, уместно проанализировать следующее:
- а) Понимание Выготским предмета социальной психологии, в частности идея соотношения социальной и коллективной психологии; сопоставление этих идей с современными представлениями о предмете социальной психологии (аналогия различения общей и социальной психологии — в современном понимании и социальной и коллективной психологии — у Выготского) ;
- б) проблема „личность и группа" в трактовке Выготского (соотношение психологии индивида и коллективной психологии); основные направления разработки этой проблемы в современной социальной психологии;
- в) трактовка общения в концепции Выготского; связь идеи опосредствования с пониманием роли и места общения; общение и обобщение; судьба идеи опосредствования в развитии социальной психологии (теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А.В. Петровского).
5. С точки зрения историографии социально-психологического знания представляет интерес следующее: исторические условия создания Выготским концепции культурно-исторической детерминации психики, и в частности трудности формирования представлений о социальной психологии в 30-е годы; специфика становления марксистской традиции в системе социально-психологического знания и роль трудов Выготского в этом становлении; современные представления о предмете социальной психологии в различных системах немарксистских ориентации на Западе, рост интереса их представителей к марксистской социально-психологической мысли и значение идей Выготского для обоснования психологического фундамента этой ориентации.
Комментарии
Добавить комментарий