В.В. Бециашвили (Санкт-Петербург) - магистрант (2 курс) ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Студенческий возраст – период активного развития личности, профессионального самоопределения. Препятствием для гармоничного личностного и профессионального роста может стать прокрастинация – склонность откладывать на потом выполнение сложных, непривлекательных задач или принятие решений. Прокрастинация негативно влияет на продуктивность и успешность во всех сферах деятельности, в том числе является одной из причин снижения академической успеваемости у студентов, сопровождается эмоциональным дискомфортом, тревогой, чувством вины, снижением самооценки.
Термин прокрастинация был введен в 1977 г. П. Рингенбахом. С конца 1970-х годов в зарубежной психологии все большее внимание уделяется данной проблеме (Ellis, Knaus, 1977; Burka, Yuen, 1983; Lay, 1986; Solomon, Rothblum, 1986; Tuckman, 1991; Ferrari, Johnson, McCown, 1995; Specter, 2000; Steel, 2007). В отечественной психологии исследования феномена прокрастинации начались с середины 1990-х годов (Шухова, 1996; Михайлова, 2005; Карловская, 2008; Варваричева, 2008, 2010; Гаранян, 2009; Юдеева, 2011; Крюкова, 2012; Колпакова, 2013; Ковылина, 2013; Барабанщикова, 2015). На сегодняшний день не существует единой общепризнанной и универсальной теории, объясняющей феномен иррационального откладывания важных дел на потом.
На основе данных, полученных зарубежными и отечественными исследователями, можно говорить о том, что прокрастинация является сложным, многогранным феноменом, связанным с комплексом ситуативных и личностных факторов, в том числе с тревожностью (Lay, 1986; Ferrari, 1992; Понарядова, 1996; Ваваричева, 2008; Барабанщикова, Останина, Климова, 2015), перфекционизмом (Варваричева, 2008; Kagan, 2010; Ларских, Матюхина, 2015), низкой самоэффективностью и самооценкой (Крюкова, 2012; Киселева, 2014), копинг-стратегией бегство–избегание и эмоционально-ориентированной стратегией совладания (Крюкова, 2012; Ивутина, Шуракова, 2013), направленностью на избегание неудач (Кузьмина, 2008), ориентацией на негативное прошлое (Specter, Ferrari, 2000; Барабанщикова, 2015; Чеврениди, 2016). Дальнейшее исследование взаимосвязей личностно-психологических показателей с прокрастинацией поможет более точно и полно определить причины формирования склонности к откладыванию дел на потом, а также расширить возможности снижения прокрастинации.
Целью нашего исследования стало выявление личностно-психологических факторов прокрастниции у студентов.
Гипотеза: высокий уровень прокрастинации у студентов взаимосвязан с пессимистичным стилем объяснения успехов и неудач, непродуктивными типами рефлексии (самокопание и фантазирование), низким уровнем самоуважения, самодетерминации, жизнестойкости и осмысленности жизни, высокой личностной тревожностью.
В исследовании приняли участие 55 студентов 3-го курса СПбГЭУ в возрасте 19–21 лет, обучающиеся на факультете экономики и финансов, в том числе 5 юношей и 50 девушек. Для определения склонности к откладыванию дел на потом был использован опросник общей прокрастинации для студентов К. Лэй в адаптации О.С. Виндекер, М.В. Останиной. Для оценки личностно-психологических особенностей студентов были применены следующие методики: шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; шкала самоуважения М. Розенберга; опросник стиля объяснения успехов и неудач (СТОУН) Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина и В.Ю. Шевяховой; опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; шкала самодетерминации личности Б. Шелдона, в адаптации и модификации Е.Н. Осина; тест жизнестойкости С. Мадди, в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
Были применены следующие методы статистической обработки данных: U-критерий Манна–Уитни – для сравнения групп студентов с различным уровнем прокрастинации по личностно-психологическим показателям; коэффициент корреляции r Пирсона, факторный анализ с применением метода вращения Varimax.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что студенты с высокой склонностью к прокрастинации (20% респондентов) отличаются от студентов, никогда или редко откладывающих важные дела на потом (низкий и средний уровень прокрастинации), более высоким уровнем личностной тревожности (p≤0,015), низкими показателями общей осмысленности (p≤0,037) и управляемости жизни (p≤0,018), низкими значениями самоуважения (p≤0,003), жизнестойкости (p≤0,013), вовлеченности (p≤0,027), самовыражения (p≤0,009), более частым применением непродуктивных типов рефлексии – интроспекция (p≤0,015) и квазирефлексия (p≤0,001), пессимистичным стилем объяснения успехов и неудач (p≤0,024).
Корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона) позволил выявить наличие значимых прямых взаимосвязей между прокрастинацией и личностной тревожностью, непродуктивными типами рефлексии и обратных взаимосвязей – с самоуважением, показателями самодетерминации (автономия и самовыражение), жизнестойкостью, оптимистичным стилем объяснения успехов и неудач, уровнем осмысленности жизни (в том числе со шкалами «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результат», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь»). Реже откладывают дела на потом студенты, оценивающие себя положительно, несмотря на встречающиеся в жизни трудности и неудачи, убежденные в своей способности повлиять на ход событий жизни. Студенты, часто откладывающие дела на потом, менее удовлетворены своим прошлым и настоящим, неясно представляют свои цели и планы на будущее, не уверены в своей способности контролировать, выбирать свой жизненный путь. Низкая жизнестойкость и высокая личностная тревожность оказывают негативное влияние на способность вовремя начать активные действия. Напротив, ощущение вовлеченности в жизнь, готовность активно включиться в деятельность, несмотря на риск потерпеть неудачу, ориентация на получение опыта способствуют ориентации на действие, вместо его избегания. Студенты, чаще других откладывающие дела на потом, склонны к пессимистичному атрибутивному стилю: рассматривают негативные события как вызванные постоянными, глобальными причинами, не поддающимися контролю, и наоборот, удачи кажутся им случайными. При такой оценке причин жизненных событий складывается представление о бесполезности собственных усилий для предотвращения негативных событий в будущем или для достижения успеха, который зависит от случая.
Рассмотренные выше личностно-психологические характеристики тесно взаимосвязаны между собой, факторный анализ позволил выделить 3 основных фактора: «Уверенность в себе», «восприятие себя и жизненных ситуаций», «Непродуктивная рефлексия». Отмечается значимая отрицательная корреляция (r=–0,475, p<0,001) общей прокрастинации и фактора «Уверенность в себе», включающего в себя показатели осмысленности жизни, жизнестойкости, самоуважения и самовыражения, а также личностной тревожности и склонности к самокопанию (с отрицательным знаком). Выраженная склонность к откладыванию важных дел на потом связана с неверием в свои силы, отрицательной оценкой себя и своих возможностей влиять на ход собственной жизни, чувством беспомощности, высокой личностной тревожностью, неудовлетворенностью жизнью. Фактор «Положительное восприятие себя и жизненных ситуаций», также отрицательно связанный с прокрастинацией (r=–0,286, p<0,01), отражает уверенность в собственной ценности и оптимистичный Атрибутивный стиль. Фактор «Непродуктивная рефлексия», положительно связанный с прокрастинацией (r=0,354, p<0,01), включает в себя два неадаптивных типа рефлексии, выделенные Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным (Леонтьев, Осин, 2014): самокопание (интроспекция) и фантазирование (квазирефлексия). Можно предположить, что излишняя интроспекция затрудняет переход от размышлений к действиям, фокусируя внимание на негативных мыслях и переживаниях, а фантазирование позволяет на время избавиться от тревоги и самообвинения, связанных с необходимостью приступить к выполнению неприятного или трудного дела.
Гипотеза о существовании взаимосвязи между прокрастинацией и личностно-психологическими особенностями студентов подтвердилась. Выраженная склонность к откладыванию дел на потом связана с пессимистичным стилем объяснения успехов и неудач, непродуктивными типами рефлексии, низким уровнем самоуважения, самодетерминации, жизнестойкости и осмысленности жизни, высокой личностной тревожностью. Выявленные личностно-психологические факторы, взаимосвязанные с уровнем прокрастинации у студентов, позволяют предположить, что уверенность в себе, положительное восприятие себя и оптимизм, избегание излишнего самокопания и фантазирования могут способствовать снижению уровня прокрастинации у студентов.
Литература
- Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–131.
- Мохова С.Б., Неврюеев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 24–35.
- Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. N. Y.: Plenum, 1995.
- Milgram N.N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. 2000. V. 14. № 2. P. 141– 156.
- Steel P. The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. V. 133. № 1. P. 65–94.
Комментарии
Добавить комментарий