Cultural-historical psychology and activity theory in education: new teachers for new school
В настоящее время всё более остро ощущается нехватка специалистов, способных работать в рамках требований новых профстандартов. Не является исключением апробируемый в настоящее время в Российской Федерации профстандарт «Педагог» [2]. В соответствии с требованиями этого профстандарта эффективная организация учебной деятельности невозможна без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в совместной работе учителя и учащихся. Без опоры на результаты исследований, «встраиваемых» в обучение, без формирования необходимых исследовательских компетенций современный педагог не сможет правильно оценить трудности, возникающие в условиях учебновоспитательного процесса, не сможет перестраивать условия организации учебной работы и, следовательно, не сможет правильно строить эффективную учебную деятельность. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС общего образования.
В настоящее время в системе высшего профессионального образования разработана и проходит апробацию магистерская программа, направленная на подготовку педагога-исследователя, эксперта в области психолого-педагогических исследований проблем детства (раннего, дошкольного и школьных возрастов), владеющего глубокой теоретической и практической базой, ориентирующегося в традиционных и современных исследованиях и разработках, выполненных в рамках культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.
Программа представляет собой новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и нацеленный на подготовку специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных исследований в области образования, но и способных оказывать качественную психолого-педагогическую поддержку образовательной среды современного образовательного учреждения. Программа включает компоненты, необходимые для решения этой задачи:
- знание концептуальных основ построения психолого-педагогических исследований в образовании;
- углубленную методологическую подготовку в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, как для построения практико-ориентированного научного исследования;
- научноисследовательскую работу и практику студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.
Принципиальным требованием магистерской программы является отказ от множества теоретических курсов и направленность на построение программ индивидуальных практик магистрантов на основе системы клинических баз, включающей образовательные учреждения дошкольного и общего образования, психолого-медико-социальные центры и др.
Общие направления проектирования модулей основной профессиональной образовательной магистерской программы определены в проекте модернизации педагогического образования, основанном на компетентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов [1, 2, 4]. В проекте учтены также зарубежные достижения в подготовке учителей. В русле этих направлений нами была разработана концепция проектирования новых (интегративных) модулей ОПОП исследовательской магистратуры «Культурноисторическая психология и деятельностный подход в образовании». В основе этой концепции лежат следующие положения:
Первое. Профессиональная подготовка на основе ОПОП исследовательской магистратуры психологопедагогического направления осуществляется в форме особо организованной исследовательской деятельности студентов, включающей решение ими профессиональных исследовательских задач и выполнение профессиональных исследовательских действий, направленных на выявление и анализ проблем учебной деятельности.
При этом: 1) предметом особой работы слушателя магистратуры является образовательная среда, которая понимается в широком смысле как вид социальной практики; 2) подготовка исследователя рассматривается как деятельность (исследовательская) над деятельностью (в данном случае над учебной деятельностью); 3) исследовательская деятельность выступает а) как теоретический принцип (учебное содержание модуля) и б) как предмет изучения (образовательная практика).
Второе. Исследование учебной деятельности предусматривает наличие системы дополнительных компетенций в области научно-исследовательской деятельности.
Третье. Системе дополнительных компетенций соответствует обобщенный способ исследования учебной деятельности
Четвертое. Практика и научноисследовательская работа (НИР) студентов содержательно связаны между собой: исследовательские проблемы возникают в практике учебной деятельности, а содержание и методы исследования направлены на решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются магистранты в условиях практики.
Пятое. Наличие исследовательских компетенций и соответствующего уровня сформированности обобщенного способа исследования учебной деятельности является показателем развития профессиональной компетентности исследователя в области учебной деятельности.
Выбор методологии и методов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в качестве содержательной основы подготовки будущих педагоговисследователей в системе общего образования определен следующими обстоятельствами. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогические коллективы школ на организацию учебной деятельности, которая носит принципиально развивающий характер [6]. Это определено, в частности, в требованиях к метапредметным и личностным образовательным результатам. В работе образовательных учреждений возникают реальные проблемы, требующие психолого-педагогической поддержки именно в реализации принципов психического развития в обучении, что представлено в традиции культурно-исторической психологии и деятельностном подходе в образовании, заложенной трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей. Культурно-историческая психология и деятельностный подход являются в настоящее время активно развивающимся направлением психологической науки в России и за рубежом [3, 7]. Активно развиваются исследования проблем учебной деятельности, начатые В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, прежде всего, природы действий анализа и рефлексии, учебной коммуникации [3, 5, 7 и др.]. Осваивая методологию и методы этой научной школы, студенты будут находиться на острие решения современных проблем образования.
В целом магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» опирается на лучшие достижения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и их последователей, международное признание которой предполагает ее дальнейшую разработку, использование ее достижений в разных сферах жизнедеятельности человека. Она направлена на широкое приобщение магистрантов к традициям этого подхода, овладение ими средствами научного анализа и способами деятельностного проектирования различных сфер социальной практики, осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. Магистранты, специализирующиеся по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», знают и способны анализировать современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию в педагогике и психологии, владеют методами конкретных психолого-педагогических исследований, ориентируются в научных проблемах, на решение которых направлен культурно-исторический подход, умеют применять проектный метод в научном исследовании и образовательной практике.
Список литературы:
- Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017 // Портал сопровождении проектов модернизации педагогического образования. — URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14
- Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приложение к Приказу Минтруда России №544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129
- Рубцов В.В. СоциальноГенетическая психология развивающего образования. — М.: МГППУ, 2008. — С. 367–386.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурноисторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4. — С. 79–94.
- Технология оценки образовательной среды школы: Учеб.метод. пособие для школьных психологов / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. — М.; Обнинск: ИГСОЦИН, 2010. — 256 с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Министерство Образования и Науки РФ. — URL: http://минобрнауки.рф/
- Эльконин Б.Д. Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов. — Красноярск, 1998.