Культурная диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков

Разделы психологии: 

В.В. Потапова Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань

Культурное воздействие «прошивает» личность в человеческом мире. Пропитанная культурой личность, с одной стороны, снимает психическое напряжение посредством культуры, с другой – находится в постоянном с ней борении, являясь одновременно ее носителем, потребителем и жителем. Особым образом культура оказывает влияние на психическое развитие одаренных подростков. Б.М. Теплов дает определение одаренности как «качественно-своеобразному сочетанию способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» (Теплов, 1982).

Анализ и систематизация научных представлений об интеллекте, интел- лектуальной одаренности, возрастных особенностях, функциях культуры и их влиянии на психическое развитие показывают, что диссинхрония как рассогласованность функционирования систем взаимосвязанных психических явлений обусловлена влиянием культуры (Сибгатуллина, 2006). Диссинхрония психического развития одаренных детей рассматривалась Ж.-Ш. Террасье, выделявшим: 1) социальную диссинхронию (разрыв между одаренным и его окружением, между быстротой его умственного развития и средней скоростью развития нормально развитых сверстников) и 2) внутреннюю диссинхронию (различная скорость развития психических процессов). П. Мерша говорит, кроме того, о третьем варианте диссинхронии: навязанной взрослыми людьми из окружения одаренного подростка, которые ориентируются на умственный возраст ребенка, который может значительно превышать его хронологический. И.Ф. Сибгатуллина дает определение диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков как рассогласованного относительно популяционных норм состояния систем взаимосвязанных психических явлений, как несбалансированность различных видов их психического развития (там же).

Культурная диссинхрония, рассматриваемая в нашем научном исследовании, определяется теми показателями психического развития одаренных подростков, которые изменяются и, следовательно, зависимы от его культуроносительства (семьи, этноса, конфессии, регионального аспекта, субкультуры) (Потапова, 2007). Маргинальная диссинхрония возникает в ситуации «двукультурия», которая может сложиться при «смешении» разных вариантов культурного мировосприятия. Монокультурная диссинхрония возникает тогда, когда культура, носителем которой является личность, не в состоянии «объяснить» ей мир, помочь личности разрешить ее внутренний конфликт, выдвигая тяжелые, невыполнимые запреты, устанавливая табу в отношении жизненно необходимых, для самореализации конкретной личности желаний (например: реализация одаренности). Глубинная диссинхрония (архетипическая) возникает в результате жизни и воспитания личности в условиях недоступности традиционных культурных ценностей. При этом ближайшая культура – это «Новая культура» (например: американская, общеевропейская, «городская», субкультура, поп-культура) (там же).

В «Экспериментальном исследовании влияния этнической функции культуры на репрезентанты диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков» корреляционный анализ личностных, этнокультурных, психосоматических, культурно-географических, интеллектуальных показателей выявил, что корреляционные связи объективно существуют, приобретая в каждой исследуемом возрасте (10, 13, 17 лет) свой особый характер и содержание (там же). Выявленные связи подтверждают ряд положений теории Л.С. Выготского (1983). Анализ интеллектуальной деятельности человека возможен лишь с позиций детерминистского влияния мотивов, интересов, потребностей личности и культуры, в которой формируется личность подростка. В основе формирования высших психических функций лежит слепок социального. Личность становится собой, и происходит формирование каждой отдельной ее психической функции посредством социокультурного взаимодействия.

В лонгитюдном эксперименте была воссоздана временная перспективная «картина» психического развития интеллектуально одаренных подростков во взаимосвязи с культурой в ее этнофункциональном компоненте. Посредством корреляционного анализа выделены активные показатели: 1 – школьная тревожность, 38 – поведенческие копинг-стратегии, 39 – маркеры этнической культуры в семье, 40 – этнически обусловленные чувства, 41 – этнический источник воспитания, 42 – отношение к этнической культуре, 44 – истощение, 45 – желудочные жалобы, 48 – давление жалоб, 51 – вегето-диэнцефальные проявления, 61 – школьная успешность. Доказаны взаимосвязи: а) культурного блока исследуемых показателей с психосоматическим и интеллектуальным блоками: (39; 44)=0,78; (39; 45)=0,56; (39; 48)=0,90; (39; 51)=–0,54; (39; 61)=0,68; б) культурного блока исследуемых показателей с личностным и психосоматическим блоками: (40; 51)=0,57; (40; 38)=0,67; в) культурного и личностного блоков: (41; 1)=–0,57; (42; 1)=0,65 (Потапова, 2007).

Используя данные исследования, можно делать некоторые прогнозы относительно течения диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков на основе завышенных параметров интеллектуального (одаренность) и психосоматического блоков (соматическая симптоматика) в возрасте от предпубертатного периода созревания до порога юношества. Ретроспектива от поздней подростковости к пубертату дает возможность составить представление о той силе, которая воздействует на психическое развитие: закладывает основы диссинхронии, способствует реализации интеллектуальной одаренности, затрудняет ее или делает ее невозможной. Маркеры этнической культуры в семье являются значительным фактором, оказывающим существенное влияние на психосоматическое здоровье интеллектуально одаренных подростков. При этом выявлено, что алгоритм, заложенный в культуре, помогает снятию вегето-диэнцефальных проявлений, способствуя снятию необходимости большими психическими жертвами приспосабливаться к новым условиям. Маркеры этнической культуры оказывают влияние на психическое развитие личности. Характер этого влияния может быть как отрицательным, увеличивающим длительность и интенсивность диссинхронии, и проявляться в невротизации, психосоматических расстройствах, неврозах, так и положительным, уменьшающим длительность и интенсивность диссинхронии, способствуя регуляции, социализации личности, решая проблемы психосоматических расстройств. Поводом нарушения синхронности психического развития может быть монокультурная или глубинная диссинхрония. Этническая культура помогает своему носителю избежать маргинальной культурной диссинхронии (там же).

Значение исследования влияния культуры вообще и этнической культуры в частности на особенности психического развития одаренных подростков для практики образования определяется той ролью, которую исследуемая целевая группа будет играть в истории страны в ближайшей временной перспективе.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  2. Потапова В.В. Сравнительное исследование показателей диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков (на примере коренных жителей и переселенцев): Дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2007.
  3. Сибгатуллина И.Ф. Мышление как культурный и эмоциональный опыт человека. Казань: Школа, 2006.
  4. Теплов Б.М. способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Потапова В.В. Культурная диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 271-273.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки