Т.Н. Тихомирова Психологический институт РАО, Москва, Россия
А.С. Малых Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17‑29‑09127
Ключевые слова: скорость переработки информации; рабочая память; невербальный интеллект; навык чтения; младший школьный возраст; умственная отсталость легкой степени.
Введение. Проблема поиска когнитивных основ успешности в обучении родному языку разрабатывается прежде всего в исследованиях с включением групп респондентов с типичным развитием, где сообщается о значении уровня развития интеллекта [1]. При этом остается открытым вопрос о том, за счет актуализации каких когнитивных ресурсов происходит освоение родного языка школьниками с атипичным развитием, в частности, с умственной отсталостью легкой степени, характеризующейся снижением интеллекта.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие дети с умственной отсталостью легкой степени (n = 51, средний возраст = 9,4 года, 68,2% мальчиков) и типичным развитием, подобранные по критериям возраста и/или количества лет обучения в школе, пола, полной или неполной семьи, количества детей в семье, уровня образования матери [2]. Для оценки показателей когнитивного развития использовалась компьютеризированная тестовая батарея [2]. Для оценки успешности освоения чтения применялась проверка техники чтения текстов в соответствии с ФГОС НОО.
Результаты. Согласно дисперсионному анализу, статистически значимые различия между группами младших школьников с типичным и атипичным развитием получены по всем анализируемым показателям когнитивного функционирования. При уравнивании количества лет обучения в школе размер эффекта влияния типа умственного развития на скорость переработки информации падает с 10 до 6%, для рабочей памяти — с 24 до 22%, а для невербального интеллекта — с 47 до 44 % (при p < 0,05). Статистически значимые различия получены для темпа чтения (p < 0,001).
Согласно корреляционному анализу, у школьников с атипичным развитием наблюдаются большее количество связей и более выраженные коэффициенты корреляции (0,47 < | r | < 0,58 при p < 0,01 против 0,35 < | r | < 0,37 при p < 0,05).
Сходства во взаимосвязях показателей когнитивного функционирования и успешности освоения чтения между анализируемыми группами школьников получены для таких показателей успешности освоения чтения, как темп и способ. В обеих группах младших школьников все показатели когнитивного функционирования оказываются связанными с темпом (0,29 < | r | < 0,39 при p < 0,05) и способом чтения текста (0,30 < | r | < 0,54 при p < 0,05). Различия между группами школьников получены для «понимания смысла прочитанного текста». В частности, этот показатель оказывается взаимосвязанным со скоростью переработки информации (r = –0,46; p < 0,01), рабочей памятью (r = 0,58; p < 0,01) и невербальным интеллектом (r = 0,79; p < 0,01) только на выборке детей с умственной отсталостью легкой степени.
Заключение. Установлено, что совпадение количества лет обучения в школе в группах типично и атипично развивающихся детей сокращает различия между ними по показателям как успешности овладения чтением, так и когнитивного функционирования.
- Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Yu. P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8 (4). P. 91–100.
- Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Квашенникова Н.А. и др. Когнитивные ресурсы успешности обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с атипичным и типичным развитием // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 63–79.
Комментарии
Добавить комментарий