Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)

Антонина Николаевна Ждан доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО , профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Аннотация: С.Л. Рубинштейн — выдающийся философ, психолог, педагог и организатор возглавляет плеяду классиков отечественной психологической науки. Создал систему научной психологии: разработал методологические принципы психологического исследования — единства сознания и деятельности. Создал крупную научную школу, развивающую его идеи в различных областях — в психологии творчества, в психологии личности и др. От других классиков нашей науки творчество С.Л.Рубинштейна отличают следующие особенности: включенность в психологическую мысль нравственно-этического начала, непревзойденный энциклопедизм, диалектический стиль мышления.

Ключевые слова: методологические принципы, субъектно-деятельностный подход, детерминизм, единство сознания и деятельности, мышление.

Classic of the world philosophical-psychological thought Serguei Leonidovich Rubinstein (1889–1960)

Zhdan Antonina Nicolaevna — PhD Professor Corresponding Member of Russian Academia of Education Departmet of General Psychology Lomonosov Moscov State University Faculty of Psychology

Abstract: S.L.Rubinstein is an outstanding philosopher, psychologist, pedagogue and organizer. He is in the head of the pleiad of classics of the Russian-Soviet psychological science. He created the system of scientific psychology and developed methodological principles of the psychological research: the unity of the consciousness and activity. He founded a large scientific school developing his ideas in various spheres: in the psychology of creativity, psychology of personality etc. His works are distinguished from the ones of other classics of our science by the following features: involvement of the moral-aesthetic principles into psychological thought, matchless encyclopaedic knowledge and dialectical style of thinking.

Key words: methodological principles, subject-activity approach, determinism, unity of the consciousness and activity, thinking.

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
Пастернак

19 июня 2019 г. исполнилось 130 лет со дня рождения С.Л. Рубинштейна — классика мировой философии и психологии, основателя кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Сектора философских проблем психологии в Институте философии АН СССР.

Свой творческий путь Рубинштейн начал как философ, но в силу ряда обстоятельств в сложных социальных условиях послереволюционной России официально стал советским психологомтеоретиком. В своих трудах разрабатывал проблемы наук о человеке как субъекте, преемственно связанные с традициями русской и мировой мысли. Рубинштейн сформулировал методологические принципы научного исследования, создал один из вариантов деятельностного подхода в психологических исследованиях. Однако в своем последнем труде «Человек и мир» он отказался от понимания роли деятельности как единственной силы, определяющей сущность человека, считал опасным утрировать роль деятельности, сводить жизнь к преобразованию природы и не научиться созерцать и благоговеть перед ней. «смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» — в этих словах, которыми завершается книга «Человек и мир», заключена его концепция содержания конкретной жизни каждого человека (Рубинштейн, 1997, с. 113).

Рубинштейн руководил теоретическими и экспериментальными исследованиями мышления.

Он создал крупную научную школу.

С.Л. Рубинштейн был инициатором создания журнала «Вопросы психологии» как органа коллективной разработки в СССР важнейших вопросов теории и практики психологической науки. В силу исторических обстоятельств и причин, к середине 1950-х гг. в нашей стране уже более 20 лет не издавалось ни одного психоло- гического журнала. Статьи по психологии публиковались в журнале «Советская педагогика», в редких выпусках «Известий АПН РС ФСР», изредка в «Вопросах философии» и еще в некоторых других специальных изданиях типа ученых записок различных институтов и университетов. Психологические монографии были редкостью — претендовать на их издание могли только «звезды». В этой ситуации Рубинштейн как ведущий психолог в стране получил задание, вероятно от АПН РС ФСР, о создании специального психологического журнала. Вместе с другими крупными психологами он вошел в состав редколлегии (главный редактор А.А. Смирнов). В 1955 г. вышел первый номер журнала «Вопросы психологии». В редакционной статье кратко были сформулированы основные неотложные вопросы, необходимые для разработки психологической теории и оказания помощи практике, намечена структура журнала. Первой авторской публикацией была статья С.Л. Рубинштейна «Вопросы психологической теории», которая задала высокий профессиональный уровень изданию. Большим вопросам психологической теории посвящены статьи ряда других крупных советских ученых: Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Е.Н. Соколова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурии, Н.А. Менчинской, Л.И. Божович. Поистине парад умов! Номер содержал также обзор важнейших событий в мировой психологии и научных работ в психологических центрах нашей страны. Структура первого номера журнала составила своего рода схему для всех последующих номеров, которая сохранилась до настоящего времени. Заметим, что теперь, когда у нас издается много психологических журналов, «Вопросы психологии» сохраняют среди специалистов свой устойчивый авторитет как лучшее издание.

Освоение наследия Сергея Леонидовича Рубинштейна предполагает большую и трудную систематическую работу, которую не могут заменить самые замечательные реминисценции по этому поводу.

Я не ставлю перед собой задачу остановиться хотя бы обзорно на всех аспектах его творчества — на это будут направлены усилия всех авторов данного сборника. Мне хотелось бы привлечь внимание лишь к некоторым особенностям, которые, по моему убеждению, наиболее выражены именно в его наследии, в отличие от работ наших классиков — Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других замечательных ученых.

Внутренний стержень личности и творчества Сергея Леонидовича Рубинштейна составляет его практический и теоретический интерес к этическим мировоззренческим проблемам. При этом этическое органично сочеталось у него с обостренным эстетическим восприятием окружающего мира, мира природы. «Все, что я делал по характеру моей официальной деятельности, — писал Рубинштейн, — было в той или иной мере отчужденной от меня деятельностью, если я не находил в ней какого-то соприкосновения с этическими, и затем — шире — мировоззренческими проблемами» (Сергей Леонидович Рубинштейн, 1989, с. 414). Этические искания пронизывают все его труды, но особенно полно воплотились в книге его жизни «Человек и мир», опубликованной посмертно. Она писалась всю жизнь и осталась незаконченной. Да она и не могла завершиться, потому что эти искания и составляли неотъемлемую от жизни автора ее часть.

Другой особенностью творчества Рубинштейна является его энциклопедизм. В своих трудах он объединил и творчески развил едва ли не весь опыт, накопленный философской и психологической мыслью, включая самые последние достижения отечественной и мировой науки. В.П. Зинченко в очерке «слово о Сергее Леонидовиче Рубинштейне (к 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна)» писал о потрясении, которое испытал после посещения его домашней библиотеки: «Такого богатства я не видел ни у А.Р. Лурии, ни у А.Н. Леонтьева» (Зинченко, 2019, с. 752). Его работы характеризуются непревзойденной по охвату и глубине философской и методологической культурой, строгой логикой и интеллектуальной красотой. В конкретной ситуации, под прикрытием лозунгов борьбы с космополитизмом, в годы, когда в нашей стране господствовало утверждение, что наука есть только у нас и мы одни все открыли, он ратовал за широкое международное сотрудничество, за выход из национальной замкнутости — за освоение всей мировой культуры. Эта сторона деятельности Рубинштейна нашла свое воплощение в фундаментальных «Основах общей психологии». Книга вышла в 1946 г. Она стала Учебником по психологии на все времена, является самой читаемой книгой по психологии, как об этом точно сказал ученик Рубинштейна А.В. Брушлинский. И это несмотря на то, что исследовательская работа не прекращается и растет число публикаций, в том числе и учебников, по психологии, но новый материал как-то органично вписывается в эту книгу, точнее, без книги Рубинштейна он остается недостаточно понятым и осмысленным. Ученица Рубинштейна, впоследствии ставшая известным ученым Елена Александровна Будилова вспоминала, что за два дня до кончины Сергей Леонидович вызвал ее для того, чтобы наметить план работы на ближайшее время. «“Я занят своей новой работой и не могу отвлекаться, — сказал он. — Но нельзя откладывать и другое дело. Речь идет о моих ‘Основах общей психологии’. Их надо дополнить для переиздания новым материалом: собрать и обобщить то, что сделано в нашей психологии за последние годы. Я хотел бы поручить это своим ученикам, распределить между ними добавления к каждому разделу…” Я записывала план дополнения. <…> Он предполагал поговорить с каждым и рассказать о своем замысле» (Будилова, 1989, с. 306–307).

Однако судьба распорядилась иначе. Сергей Леонидович Рубинштейн скоропостижно скончался 11 января 1960 г.

М.Г. Ярошевский так вспоминал о своей встрече с Рубинштейном, оказавшейся последней. Сергей Леонидович предпринимал меры по возвращению Ярошевского из Таджикистана, куда тот вынужден был уехать по политическим причинам, на работу в Москву в возглавляемый им Сектор философских проблем психологии Института философии АН СССР . Попрощавшись с Сергеем Леонидовичем уже ночью, Ярошевский уехал. Сергей Леонидович чувствовал себя бодро, ничто не предвещало, что через несколько часов он скончается.

Творчество С.Л. Рубинштейна отличает диалектический стиль мышления и изложения. Именно такой стиль придает объемность текстам его трудов, в отличие от односторонности других философских и психологических концепций, таких, например, как экзистенциализм. В качестве иллюстрации можно взять трактовку Рубинштейном таких ключевых для научного исследования проблем и принципов, как детерминизм и развитие, хотя и известных еще со времен античности, но понимаемых у разных авторов различно. В механистических концепциях детерминизм рассматривается по типу внешнего толчка (например, в новоевропейском рационализме Декарта). Рубинштейн включил детерминацию психического в сферу бытия разных его уровней: физико-химических процессов, организмов, человеческой жизни. Со становлением человека возникает новый высший уровень бытия как осознанного и измененного действиями человека. Изменяются также форма и специфика детерминации применительно к разным уровням бытия. Чеканная формула рубинштейновского принципа детерминизма: внешнее действует через внутреннее. Чем сложнее внутреннее, тем большей становится его роль в детерминации поведения. Внутренние отношения являются основой внешних отношений. На самых высших уровнях поведение определяется практически целиком внутренней позицией — мировоззрением человека. Так качественно усложняется соотношение внешнего и внутреннего: внутренние условия выступают как причины, а внешние причины как условия, как внешние обстоятельства.

В новом понимании принцип детерминизма, распространенный на уровень человека, наполняется у Рубинштейна огромным этическим смыслом. В поступках человека главными являются моменты внутреннего самоопределения, верности себе при любых условиях, недопустимости одностороннего подчинения внешнему. «Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или простое приспособление к ним», — заключает Рубинштейн (1997, с. 110). Чем выше организм, тем больше роль внутреннего. Самый высокий план бытия — бытие человека. «…Утверждение бытия человека как бытия более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к миру и другим людям — вот основа основ» (Там же, с.113).

Важную роль в отношении к внешним воздействиям приобретают у человека ирония и юмор. С помощью категорий юмора и иронии, как показывает Рубинштейн, устанавливается расхождение между объективной ситуацией и возможным отношением к ней. юмор в отношении превратностей своей собственной судьбы позволяет увидеть что-то как не заслуживающее того, чтобы взять его всерьез, дает возможность отнестись к каким-то недостаткам с доброй улыбкой как, по выражению Рубинштейна, к проказам жизни. В своих воспоминаниях он писал, что с какого-то времени юмор распространяется на всю его судьбу. «По призванию, — говорил он, — по складу мысли, я философ, и притом философ, сердцу которого особенно близки не только теория познания, но особенно этика, а официально я — психолог. Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности («в психологии я случайный человек» (Сергей Леонидович Рубинштейн, 1989, с. 421).

Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Он писал об этом так: «Мое юмористическое отношение к проработкам, которым я подвергался, к непрерывным “претензиям” и “козням” моих “друзей”… они не могут простить мне того, что они меня прорабатывали. Когда-то это вызывало немало горя — не без того… Сейчас мое основное отношение ко всему этому юмористическое… Мое юмористическое отношение к превратностям моей научной судьбы — это отношение “с позиции силы”. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» (Там же). В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе. В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция. Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов. Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме.

Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В.С. Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики». Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества». И вдруг — большое письмо от Сергея Леонидовича Рубинштейна В этом письме Сергей Леонидович внимательно и серьезно выразил свое отношение к содержанию книги и пригласил автора зайти к нему домой и поговорить. Примерно через месяц Библер оказался в Москве, и беседа состоялась. Библера поразила внимательность Сергея Леонидовича. «За всю последующую жизнь, — писал он в своих воспоминаниях, — больше ни с кем у меня не было такого значительного, внимательного, необходимого разговора — без малейшей снисходительности или “заигрывания” с “учеником”… Это была последняя встреча с Сергеем Леонидовичем… Через несколько месяцев он скончался. Мы почти не знали друг друга. Но это была одна из самых тяжелых потерь в моей жизни. Но те беседы, которые успели сбыться, продолжаются, разветвляются, работают где-то в глубине моего современного сознания и мысли» (Библер, 1989, с. 316).

Так вспоминали о значении своих встреч с Рубинштейном все, кому посчастливилось их иметь.

За всеми фактами из жизни С.Л. Рубинштейна выступает масштабная личность этого выдающегося ученого и человека. Через всю жизнь он пронес нежную любовь к матери и почтительное отношение к отцу. С ранних лет его душа была открыта всему светлому и прекрасному. Он называл самым основным в ситуации своего развития болезнь отца и Сознание, что другие взрослые нуждаются в его помощи. «Жизнь семьи рано поставила передо мной нравственные проблемы — тонкие, сугубо личностные… Они сохранили для меня свою значимость и далее, в течение всей моей жизни» — делает такое важное замечание Сергей Леонидович в автобиографических записках. В своих воспоминаниях о годах учения в Марбургском университете он трогательно и с безграничным уважением отзывается о своих учителях — неокантианцах Поле Наторпе и Германе Когене. В его воспоминаниях о них отчетливо выступают различия в отношении к их учению и к ним лично. Он пишет об очаровании от лекций Когена и вместе с тем выражает неудовлетворенность и критическое отношение к философской системе этого мыслителя. Сергей Леонидович самостоятельно освоил философские воззрения Маркса и дал их блестящий анализ в статье 1934 г. «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» и позже в исследовании, посвященном анализу «Экономически-философских рукописей 1844 года» Маркса. В своих занятиях философией Рубинштейн размышляет над наследием выдающихся мыслителей прошлого — Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта. Он не фиксируется на том, чего они не дали, но выделяет поставленные ими проблемы, раскрывает их этический смысл.

В идеологических боях по поводу «Основ общей психологии», развязанных в конце 1940-х гг., проявилось его личное мужество. Его клеймили за «заблуждения», обвиняли в недооценке русской науки, отступлениях от марксизма и тому подобных грехах. Никогда он не уступал, не менял научной линии, иногда вынужденно отступал. Все эти обстоятельства не сломили его, но бесспорно сказались на здоровье, сократили его жизнь.

В общем только в контексте всех событий, которые случились в жизни Рубинштейна, понимаешь этическую глубину его философско-психологических трудов, величие его личности как классического университетского профессора старого закала.

Замечательный литературовед и писатель Игорь Волгин ведет еженедельную программу, посвященную анализу русской литературы, ее классических страниц. Каждую передачу он заканчивает словами: «Читайте и перечитывайте классику». Этими же словами хочу и я завершить свое выступление, посвященное юбилею Сергея Леонидович Рубинштейна: читайте и перечитывайте Рубинштейна. Это наша классика.

Не только научные труды, но сама жизнь С.Л. Рубинштейна — это прекрасный нравственный урок потомкам.

Литература

  1. Библер В.С. Две встречи с Рубинштейном // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.
  2. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 5–13.
  3. Будилова Е.А. Годы учения у С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. С. 296–307.
  4. Зинченко В.П. слово о Сергее Леонидовиче Рубинштейне (к 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна) // Зинченко В.П. Психологическое наследие / ред.-сост. Р.Д. Гордеева, науч. ред. А.И. Назаров. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 750–753.
  5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука. 1997.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946.
  7. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мар 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки