Г.С. Ахтямова (Казань) - студент (3 курс) ФГАОУ ВО КФУ
Проблема саморазвития детей постоянно находится под пристальным вниманием педагогов и психологов на протяжении многих лет. Ведь важно, чтобы будущее поколение умело самостоятельно принимать решение, мыслить, применять на практике полученные знания, стремилось к развитию собственных способностей, достигало определенных целей и умело находить выход из любой ситуации.
К данной теме в своих исследованиях обращались многие зарубежные и отечественные ученые, педагоги и ведущие психологи. К примеру, Ш. Амонашвили считал, что младшешкольное детство – наиболее благоприятный период для развития; позже страсть к развитию слабеет, и то, что не достигнуто в это время, не будет доведено до совершенства и даже, может быть, будет утеряно. Согласно взглядам В.В. Давыдовой, Л.И. Божович, учащиеся, начиная уже с младшего школьного возраста, способны самостоятельно ставить цели и анализировать собственные действия (Цукерман, 1997).
Целью нашего исследования является изучение уровня саморазвития у учащихся начальной школы городской и сельской местности.
В качестве гипотез нами были выдвинуты следующие положения: 1) уровень саморазвития учащихся городской и сельской школ несущественно отличаются; 2) уровень саморазвития зависит от мотивации, условий обучения и самодисциплины.
В исследовании принимали участие учащиеся начальной школы МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 129» Приволжского района г. Казани – 3–4 классы, 79 чел.; младшие школьники МБОУ «Габишевская средняя общеобразовательная школа имени Махмута Ахметовича Гареева» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан – 3–4 классы, 70 чел.
Для исследования саморазвития у детей были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы; 2) эмпирические методы, такие как анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование и беседа; 3) методика «Определение уровня саморазвития». Для статистического анализа результатов исследования применялась программа Excel 2010.
В результате проведенного исследования мы получили следующие данные:
- из 79 учащихся МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 129» Приволжского района г. Казани 50 человек показали высокий уровень саморазвития, 21 чел. – средний и 8 – низкий;
- из 70 учащихся МБОУ «Габишевская СОШ им. М.А. Гареева» Лаишевского муниципального района РТ 45 чел. – высокий, 15 – средний, 10 – низкий;
- наблюдались средние показатели в категории «мотивация» среди учащихся сельской школы, младшие школьники городской школы показали высокий результат;
- уровень самодисциплины и целеустремленности были достаточно высоки у учащихся обеих школ.
Результаты тестирования выявили несущественные различия в ответах учащихся сельской и городской школ. Из этого следует, что саморазвитием занимаются младшие школьники общеобразовательных учреждений сельского и городского типов. Кроме того, такие факторы, как мотивация и самодисциплина, также влияют на уровень саморазвития школьников младшего школьного возраста. Таким образом, наша гипотеза оказалась верной.
Литература
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997.
Комментарии
Добавить комментарий