Изучение саморазвития детей младшего школьного возраста городской и сельской школ

Г.С. Ахтямова (Казань) - студент (3 курс) ФГАОУ ВО КФУ

Проблема саморазвития детей постоянно находится под пристальным вниманием педагогов и психологов на протяжении многих лет. Ведь важно, чтобы будущее поколение умело самостоятельно принимать решение, мыслить, применять на практике полученные знания, стремилось к развитию собственных способностей, достигало определенных целей и умело находить выход из любой ситуации.

К данной теме в своих исследованиях обращались многие зарубежные и отечественные ученые, педагоги и ведущие психологи. К примеру, Ш. Амонашвили считал, что младшешкольное детство – наиболее благоприятный период для развития; позже страсть к развитию слабеет, и то, что не достигнуто в это время, не будет доведено до совершенства и даже, может быть, будет утеряно. Согласно взглядам В.В. Давыдовой, Л.И. Божович, учащиеся, начиная уже с младшего школьного возраста, способны самостоятельно ставить цели и анализировать собственные действия (Цукерман, 1997).

Целью нашего исследования является изучение уровня саморазвития у учащихся начальной школы городской и сельской местности.

В качестве гипотез нами были выдвинуты следующие положения: 1) уровень саморазвития учащихся городской и сельской школ несущественно отличаются; 2) уровень саморазвития зависит от мотивации, условий обучения и самодисциплины.

В исследовании принимали участие учащиеся начальной школы МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 129» Приволжского района г. Казани – 3–4 классы, 79 чел.; младшие школьники МБОУ «Габишевская средняя общеобразовательная школа имени Махмута Ахметовича Гареева» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан – 3–4 классы, 70 чел.

Для исследования саморазвития у детей были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы; 2) эмпирические методы, такие как анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование и беседа; 3) методика «Определение уровня саморазвития». Для статистического анализа результатов исследования применялась программа Excel 2010.

В результате проведенного исследования мы получили следующие данные:

  1. из 79 учащихся МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 129» Приволжского района г. Казани 50 человек показали высокий уровень саморазвития, 21 чел. – средний и 8 – низкий;
  2. из 70 учащихся МБОУ «Габишевская СОШ им. М.А. Гареева» Лаишевского муниципального района РТ 45 чел. – высокий, 15 – средний, 10 – низкий;
  3. наблюдались средние показатели в категории «мотивация» среди учащихся сельской школы, младшие школьники городской школы показали высокий результат;
  4. уровень самодисциплины и целеустремленности были достаточно высоки у учащихся обеих школ.

Результаты тестирования выявили несущественные различия в ответах учащихся сельской и городской школ. Из этого следует, что саморазвитием занимаются младшие школьники общеобразовательных учреждений сельского и городского типов. Кроме того, такие факторы, как мотивация и самодисциплина, также влияют на уровень саморазвития школьников младшего школьного возраста. Таким образом, наша гипотеза оказалась верной.

Литература

  1. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ахтямова Г.С. Изучение саморазвития детей младшего школьного возраста городской и сельской школ // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 76-78. – 0,1 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки