Тугайбаева Б.Н.
Обращаясь к проблеме исследования психологического самочувствия личности с позиций исторической психологии, мы ставим своей задачей проследить изменения в психологических состояниях, настроениях, самопредставлениях, репрезентациях людей в социо-культурных условиях определенных исторических периодов (в частности, России 90-х годов ХХ в.). На сегодняшний день понятие «психологическое самочувствие» требует дальнейшей конкретизации и операционализации для историко-психологического изучения. Интерес исследователей к проблеме самочувствия личности и общества в российской психологии заметно усиливается в постперестроечное время, что нашло отражение в работах по темам психического и психологического здоровья, психологического стресса, социальных настроений, социального самочувствия, ценностных представлений (М.И. Воловикова, Н.В. Тарабрина, Ж.К. Тощенко, А.А. Русалинова, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев). 90-е годы в России характеризуются как период резкого слома всего уклада жизни людей и системы общественных институтов; период, переживаемый на личностном уровне как кризисный, сопровождаемый негативными эмоциями (апатия, страх, агрессия), потерей социальных ориентиров, статусов, идентичностей; тяжелое время выживания и самоопределения. Не удивительно, что именно в этот период на авансцену научного интереса ученых и практиков выходит комплексная проблема самочувствия личности. Для релевантного историко-психологического изучения психологического самочувствия исторической личности, с учетом гендерного ракурса анализа (женская и мужская личности), необходимо видеть сложно организованный характер этого психологического явления, которое можно исследовать как с позиций его субъективной представленности, так и со стороны общества (включенность личности в широкий круг общественных отношений, культуры в целом). Мы понимаем психологическое самочувствие как структурное образование, включающее в себя следующие психологические характеристики: переживания, выступающие индикатором бытия субъекта (уверенность в завтрашнем дне, возможность профессионального и личностного роста), которые в свою очередь определяют и формируют направленность поведения; удовлетворенность своими позициями в социуме; установки и ценностные ориентации; идентификация себя как члена общества. В своем исследовании мы опираемся на системный подход Б.Ф. Ломова, который позволяет рассматривать человека частью макро- и микросистем, как субъекта включенного в различные системы общественных отношений. Психологическое самочувствие выступает тогда как многоуровневый, многомерный и многоаспектный процесс, имеющий различные формы проявления, возникающий под воздействием различных детерминант и факторов. Другим из методологических оснований данного исследования является комплексный подход Б.Г. Ананьева, предполагающей целостное научное изучение человека во всех его компонентах и проявлениях: как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности и позволяющий изучать человека в междисциплинарном контексте, т.е. предлагающего рассматривать данные других наук для исследования человека.
Методологические принципы психолого-исторической реконструкции, предложенной В.А. Кольцовой, позволят нам изучить человека к его исторической перспективе. Для выполнения поставленных задач мы предполагаем использовать процедуру психолого-исторической реконструкции, позволяющую в полной мере преодолеть стоящие перед исследователями трудности и воссоздать психологическое самочувствие человека в историческом контексте. Данная процедура представляет собой феноменологический, описательный способ исследования с опорой на качественный анализ и интерпретационные процедуры. Историко-психологический анализ направлен на выявление общего исторического, социально-культурного контекстов, связанные с ними переживания человека, его самоощущение, настроения, ценности и смыслы жизни, уровень активности/пассивности, жизненные перспективы.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант № 18-013-00815.
Комментарии
Добавить комментарий