Разделы психологии:
Бахтина Светлана Владимировна, Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Морозов Владимир Романович, студент-бакалавр 3 курс ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Ключевые слова: семья, семейные ценности, воспитание, традиции, обряды, обычаи, государство.
Keywords: family, family values, upbringing, traditions, rituals, customs, state.
В связи с событиями, произошедшими как в начале, так и в конце XX века, на территории нашего государства краеугольным камнем стала проблема семейных ценностей. Они претерпели существенные изменения, прослеживалось агрессивное влияние западных ценностей по таким параметрам как проявление индивидуальности, развитие демократии, установлению равноправия, приоритет личностной свободы, свободы взаимоотношения полов и так далее. Естественно, данные нововведения не могли находиться в мирном сосуществовании с прежними ценностями. К примеру, с таким социальным институтом, как брак. Искажение привычных ценностей в этом вопросе привело в дальнейшем к серьезным проблемам с демографией в нашей стране. Отношения между людьми в брачном союзе приобрели потребительский характер.
Одной из причин такого поведения стали социально-экономические условия, и, как следствие, кризис российской семьи: огромное процентное соотношение в пользу развода через несколько лет совместной жизни, неполные семьи, малая рождаемость, нуклеаризация брака, как массовое распространение внутрисемейного ограничения деторождения, могут служить явным доказательством остроты данной проблемы нашей страны.
Прошло тридцать лет с момента последнего потрясения общества, итогом которого стало глобальное внедрение западных ценностей в поведение людей и в семейные взаимоотношения. Но стоит заметить, что на фоне мировых современных изменений психического восприятия и принятия новых установок по отношению к семейным ценностям, менталитет российского гражданина изменился не в такой степени и глубинно сохранился в сознании и отношении людей к семейным основам, в отличие от европейского, или американского. По мнению М.О. Обросова, это можно наблюдать в следующем: во взаимоотношениях в семьях, по отношению к мнению действующего главы субъекта определённой территории, к мнению главы государства, по отношению к собственности: «Если западному гражданину присущ индивидуализм, самоутверждение в обществе, систематизированная иерархия, то российскому человеку ближе коллективизм, жажда равенства, жизненной справедливости, сострадание, уважение к старшим» [4, с. 58]. Это неотступно в российском человеке, признаётся мнением общества и постепенно возвращается к реализации в семейных отношениях. Мы уверены, что пришло время обратить самое пристальное внимание на специфику семейных ценностей в России.
Исследователь воспитания И.А. Хоменко считает необходимым изучать семью и разрабатывать технологии семейного воспитания в силу ряда социальных проблем, назревших в нашем обществе [9]. Наиболее общее определение семьи, в современной науке, было дано Э.Р. Агаджановой: «Семья − это социальный институт, малая социальная группа, базовая ячейка общества, которая характеризуется рядом признаков: союз мужчины и женщины, добровольное вступлением в брачные отношения, общность быта, стремление к деторождению, социализации и воспитанию детей» [1, с. 135]. Семейные ценности содержат в себе несколько составляющих, и данные компоненты предопределили характеристики российской семьи:
Обычаи − это общепризнанные нормы поведения, неофициально «узаконенные» властью массовые привычки, традиции и общественное мнение (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимые множеством людей действия [2].
Традиции − это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения формы деятельности, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления [6].
Обряды − совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции [5].
Семейные правила, включающие в себя распорядок дня, нормы поведения, привычки, устои.
Детство, материнство и отцовство
Отзывчивость и трудолюбие
Доброта и сострадание
Здоровый образ жизни
Самая важная и необходимая ценность − это детство, материнство и отцовство, поскольку они отвечают за воспроизводство своего рода и его социализацию. До появления Российской Федерации, как государства, в советском обществе преобладал патриархат, а семейная жизнь характеризовалась чётким распределением семейных обязанностей. Чаще всего это выглядело таким образом: женщина отвечала за воспитание и домашние хлопоты, в то время как мужчина за финансовую составляющую. Дети также по мере сил и возможностей принимали участие в данных процессах.
Переход к новому государственному устройству продекларировал равенство полов, экономическое стремление к среднему классу, равные возможности в выборе профессиональной деятельности. Безусловно, это предопределило большее смещение обязанностей по воспитанию и обучению подрастающего поколения из лона родителей в образовательные и социальные институты. Тем не менее, переоценить роль семейного коллектива в жизни ребёнка и становления его личности невозможно. Внутрисемейные отношения между супругами на основе доверия обеспечивают психоэмоциональную связь и создают базис для формирования гармоничной, коммуникабельной личности ребенка [3]. К сожалению, Понимание этого компонента в современных семьях оставляет желать лучшего.
Ещё одним негативным фактором стало увеличение брачного возраста, из-за попыток быть экономически успешным человеком, что повлекло за собой позднее рождение детей. Увеличение числа разводов, фиктивных браков, нежелание вступать в брачные обязательства, настроенность молодых на одного ребёнка или вообще на отсутствие детей − всё это тень от впитывания западных ценностей. Для решения данного вопроса даже был введён особый праздник, 8 июля − день семьи, любви и верности. Государство разрабатывает социальные, материальные и иные виды поддержки полноценных семей.
Потеря значимости отзывчивости и трудолюбия обусловлена переходом на рыночные механизмы в обществе. Если раньше, все члены семьи участвовали в производстве продуктов питания, например, в саду, на сельскохозяйственных работах, то в данный момент продукты находятся в готовом виде на полках магазинов, которые можно купить за деньги. Данные обстоятельства привели к потере ценности трудового участия всей семьи в процессе воспроизводства жизненных благ и к отсутствию уважения к результатам труда других, а также к потере отзывчивости друг к другу.
В течение всей семейной жизни происходит приучение детей к нравственным ценностям общества. Появление чувства любви, брак, материнство и отцовство, воспитание детей, ряд внутрисемейных конфликтов и их решение, формирование у подрастающего поколения морали и нравственных ценностей, совместное проживание старости и смысл прожитой жизни − это и есть семья [7]. Здоровый образ жизни, наравне с семейным уютом позиционируется как приоритет не только в жизни любой семьи, но и во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Это проявляется в мотивах, стимулах, чувствах, стремлениях, установках в процессе жизнедеятельности людей и общества в целом. К этому вопросу прослеживается интерес педагогов, психологов, медиков, социальных служб.
Люди заставшие последние два века, столкнулись дважды с переоценкой семейных ценностей. Но нравственные основы, имеющие долгий путь формирования и развития на благодатной почве традиций, обычаев, религии, которые пошатнулись от таких событий как исчезновение многих традиций, обычаев и обрядов, начиная со времени становления советской власти и до агрессивного воздействия западной идеологии, сегодня имеют тенденцию возвращения к сложившимся на протяжении веков идеалам.
Итак, анализ проблемы взаимосвязь семейных ценностей и государственного устройства показал, что одной из важнейших ценностей для человека и государства является семья. Для того, чтобы вернуть её значимость в прежнем статусе, нужно решить ряд задач как на государственном, так и на бытовом уровне. Тучкова В.В. считает, что «для профессии преподавателя было бы весьма желательно проведение мероприятий по семейному воспитанию, где демонстрировать правильную модель поведения человека, при создании семьи» [8, с. 160], в ходе которых учащиеся смогут обрести истинные семейные ценности. Не менее важно, пересмотреть наши взгляды на собственную роль и роль государства в формировании и развитии семейных ценностей.
Безусловно, прослеживается прямая взаимосвязь между семейными ценностями и государственным устройством, именно поэтому, данный вопрос остается столь значительным и актуальным в нашем обществе: с изменением одного, меняется и другое.
Литература:
- Агаджанова Э.Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э.Р. Агаджанова, О.И. Ефимова. − М.: Симбирский научный вестник, 2015. − 135 с.
- Бим-Бад Б.М. Педагогическая энциклопедия научное издательство / Б.М. Бим-Бад. − М.: Оникс, 2002. − 225 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для учебных заведений / Т.А. Куликова. − М.: Издательский центр «Академия», 1999. − 59 с.
- Обросов М.О. Русские и европейцы: сравнительный анализ особенностей менталитетов / М.О. Обросов. − М.: Издательство Московского Университета, 2015. − 58 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. − М.: Оникс, 2012. − 359 с.
- Петровский А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский. − М.: Политиздат, 1990. − 405 с.
- Попова В.В. Феноменология семейных ценностей в контексте нравственной философии / В.В. Попова. − Пятигорск.: Издательство Пятигорского государственного университета, 232 с.
- Тучкова В.В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ / В.В. Тучкова. − СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2012. − 160 с.
- Хоменко И.А. Семейное воспитание, как актуальная научно-педагогическая проблема / И.А. Хоменко. − СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2010. − 79 с.
Комментарии
Добавить комментарий