Е.Е. Ганина Центр психологического мастерства, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; теоретические подходы; методические средства оценки; подростковый возраст; нейротехнологии.
Введение. Связь когнитивных функций и способности к решению прикладных задач неоднократно становилась предметом специального изучения. Во многих работах авторы подчеркивают более значимую роль в социальной успешности личности — уровень развития эмоционального интеллекта (ЭИ), и около 20% — коэффициент интеллекта, демонстрирующий уровень умственных способностей человека. Д.В. Люсин предлагает понимать ЭИ «как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [1].
При исследовании ЭИ нами анализировались показатели способности к пониманию своих эмоций и управлению ими, то есть внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ), и способности к пониманию чужих эмоций и управлению ими, то есть межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ).
Материалы и методы. Автор представляет промежуточные результаты исследования, которое проводилось с января по июнь 2019 г. В исследовании принимали участие 80 подростков в возрасте от 10 до 16 лет, из них 40 воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района г. Екатеринбурга (ГСК СРЦН) и 40 подростков, воспитывающихся в семье. Цель исследования — изучение ЭИ у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Задачи исследования:
- Выявить различия в части МЭИ и ВЭИ у воспитанников ГСК СРЦН и у подростков, воспитывающихся в семье.
- Проверить надежность нейротеста с использованием нейротехнологий для каждой шкалы ЭИ при их параллельном измерении опросниками Н. Холла, Д.В. Люсина.
Материалы и методы. При исследовании использовались опросники Н. Холла, Д.В. Люсина, нейротестирование с использованием нейротехнологий.
Результаты.
- Не выявлено значительных различий по показателям МЭИ и ВЭИ в группе воспитанников ГСК СРЦН. Сравнительный анализ результатов показывает, что большой их процент характеризуется средним уровнем МЭИ и ВЭИ (57,4 и 58,4%).
- Выявлены различия в группе подростков, воспитывающихся в семье: средний уровень МЭИ (65,5%) и высокий уровень ВЭИ (70,3%).
- Среди воспитанников ГСК СРЦН и подростков, воспитывающихся в семьях, не выявлено значительных различий по показателю МЭИ (57,4 и 65,5%), он характеризуется средним уровнем. В части ВЭИ выявлены различия: 58,4% — в группе воспитанников ГСК СРЦН, 70,3% — в группе подростков, воспитывающихся в семье.
- Не выявлено значительных различий по показателям МЭИ и ВЭИ опросников Н. Холла, Д.В. Люсина и нейротеста с использованием нейротехнологий в группе воспитанников ГСК СРЦН.
Заключение. Полученные результаты позволяют констатировать различия ЭИ у подростков, проживающих в семьях, и воспитанников ГСК СРЦН в способности к осознанию своих эмоций и управлению ими. Такой результат может быть связан с психологическими особенностями данных детей, которые обусловлены неудовлетворенностью уровнем общения со значимыми близкими.
Также в нашем исследовании был важен эквивалент полученных данных по трем методикам для дальнейшего применения и развития нейротестирования с использованием нейротехнологий.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29–36.
Комментарии
Добавить комментарий