Е.С. Игнатова Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
Ключевые слова: нейропластичность; панические атаки; когнитивно-поведенческая терапия; эмоциональная саморегуляция.
Введение. В последние годы рост уровня тревожности среди подростков стал особенно заметным. Нестабильное информационное пространство, перенасыщенная учебной и экзаменационной нагрузкой жизнь являются мощными психотравмирующими факторами для учащихся подросткового возраста, который отягощен перестройкой организма, созреванием и развитием нервной системы, общей эмоциональной лабильностью. В моменты эмоциональных переживаний в мозжечковой миндалине вырабатываются «чувства», которые изменяют оттенок информации, поступающей к нам в мозг. Человек принимает решение не всегда с помощью структурированных логических умозаключений — в их основе лежит прошлый опыт, который несет эмоциональный заряд, закодированный в воспоминаниях. За эмоциональное поведение, а также мотивацию, процессы научения и запоминания, инстинкты (пищевые, оборонительные, половые) и регуляцию цикла «сон — бодрствование» отвечает лимбическая система — функционально единый комплекс нервных структур, ответственных за эмоциональное поведение, побуждения к действию (мотивации). Поэтому у подростков возникает необходимость в формировании эмоционально устойчивого поведения во время решения жизненно важных задач, например, сдачи ОГЭ.
Материалы и методы. В работе представлено описание клинико-психологического случая переживания панической атаки. Девочка 14 лет переживает панические атаки во время выполнения тренировочных заданий ОГЭ. Теоретико-методологической основой работы являются нейрокогнитивный и когнитивно-поведенческие подходы. В ходе работы применяется принцип нейропластичности, в рамках которого рассматривается свойство нейронов адаптироваться к воздействию жизненного опыта и других внешних и внутренних факторов. Внешним фактором в психокоррекции выступает актуализация поддержки семейной системы, внутренним — развитие навыка эмоциональной саморегуляции. В процессе концептуализации обнаружены страх оказаться «глупой» и боязнь панических атак во время сдачи экзамена. Приоритетным направлением работы выступило формирование навыков стабилизации эмоционального состояния. В коррекционной работе использован протокол когнитивно-поведенческой терапии тревожно-фобических расстройств детей и подростков:
- информирование родителей и работа с ними: разъяснение природы страха, форм адекватного реагирования на поведение дочери;
- работа с учителями: разъяснение природы страха, форм адекватного реагирования на поведение детей в классе;
- работа с «термометром страха»;
- обучение техникам самопопомощи (например, техника «стоп», дыхательные релаксации, использование метафоры хорошего и плохого попутчика);
- обучение выражению и регуляции эмоций.
Результаты. Проведена работа, направленная на адаптирование нейронов к воздействию посредством техник когнитивно-поведенческой терапии. При оценке динамики состояния девочки обнаружено, что до начала обучения паника сохраняется, однако после адаптации нейронных связей произошло угасание признака панических атак и формирование навыка эмоциональной саморегуляции.
Заключение. Для решения проблемы эмоциональной нестабильности в подростковом возрасте были применены нейрокогнитивные и когнитивно-поведенческие подходы, которые показали свою эффективность при работе с паническими атаками.
- Фурман Б. Навыки ребенка : Как решать детские проблемы с помощью игры. М. : Альпина Нон-фикшн, 2013. 220 с.
- Kendall P. C., Robin J., Hedtke K. Considering CBT with anxious youth? Think exposures // Cognitive Behavioural Practice. 2005. Vol. 12. P. 136–150.
- Papousek H., Papousek M. Sharing emotionality and sharing knowledge: a microanalytic approach to parent-infant communication // Measuring emotions in infants and children / eds. Izard C., Read P. Cambridge Univ. Press, 1987. P. 2–36.
Комментарии
Добавить комментарий