Разделы психологии:
Ю.Г. Панюкова Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
А.И. Панюков, Е.С. Александрова Психологический институт РАО, Москва, Россия
Актуализация в современном экопсихологическом научном пространстве положения о влиянии информационной среды на человека вообще и о влиянии информационного образовательного пространства на субъектов образовательных систем детерминирует появление многих вариантов объяснения данного феномена [1, 2].
Для отечественной экопсихологии одним из теоретических «истоков», в формате которого началось освоение конструкта «образовательная среда», стала статья Г.А. Ковалева «Жизненный мир и психическое развитие ребенка», которая была опубликована в журнале «Вопросы психологии» [3]. В статье было сформулировано несколько концептуальных положений, которые фиксировали необходимость обращения психологов к анализу взаимодействия субъекта с его жизненной средой. Операционализируя конструкт «жизненная среда», Г.А. Ковалев обращался к опыту зарубежной психологии, а именно к исследованиям в области “environmental psychology”, которая на тот период времени имела все атрибуты самостоятельной отрасли психологии. Г.А. Ковалев ввел в понятийный аппарат оформляющейся отечественной экопсихологии понятие «социоэкологическая система», определив, что такие фундаментальные «социальные системы», в которых происходит развитие человека, как семья и школа, включают физический, социальный и ценностный компоненты, каждый из которых «отражает» содержание другого, а вместе они оказывают мощное психологическое воздействие на индивидуально-психологический склад человека.
В начале 2000-х гг. исследованиями сотрудников лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО был задан новый вектор в развитие представлений о психологических эффектах информационной образовательной среды. В контексте разработанной В.И. Пановым теоретической модели психодидактики образовательных систем [4], а также положения о типах субъектсредовых взаимодействий [5], были реализованы исследовательские проекты, посвященные изучению особенностей восприятия студентами информационно-образовательной среды вуза.
Во-первых, был разработан авторский методический инструмент — семантический дифференциал, позволяющий определить доминирование типа экопсихологического взаимодействия (объектный, субъектный, квазисубъектный) с разными видами информационной среды: книга, телевидение, Интернет и др. С помощью опросника диагностировалось доминирование объектного, субъектного или квазисубъектного типа экопсихологического взаимодействия субъекта как с определенным видом информационной среды, так и с видом частного информационного продукта (художественное произведение, статья, фильм, ток-шоу, аналитическая программа и др.) [6].
Во-вторых, было проведено эмпирическое исследование связи особенностей субъективного благополучия и типа экопсихологического взаимодействия субъекта с информационной средой. Значительную часть выборки составили студенты разных вузов г. Москвы. Проверке была подвержена гипотеза о существовании связи между уровнем субъективного благополучия и типом субъект-средовых взаимодействий с образовательной средой. В результате проведенного исследования была обнаружена значимая связь между общим показателем субъективного благополучия и квазисубъектным типом субъект-средовых взаимоотношений [7].
Еще один исследовательский проект в области особенностей восприятия информационно-образовательного пространства студентами позволил получить информацию о том, что разные виды информационной среды обладают для студентов разной субъективной значимостью [8]. Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о следующей иерархии: наиболее значимым видом информационной среды для субъектов является Интернет, следующее место в иерархии занимает книга. Наименьшей субъективной значимостью для нашей выборки (студенты 18–30 лет) обладают телевидение, радио и газета [9–14].
В целом одна из тенденций экопсихологических исследований в области современной информационной образовательной среды — это изучение восприятия студентами этой среды и анализ связей этих особенностей с индивидуально-психологическими особенностями студентов.
Литература
- Ивлев В.Ю., Ивлева М.И., Ивлева М.Л. Экологическое регулирование экономики как понятие социальной философии // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 111–121.
- Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Фалько В.И. Экология внешней и внутренней среды социоприродной системы (обзор международной конференции) // Вопросы философии. 2019. № 5. С. 210–214.
- Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. C. 10–23.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.
- Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13–27.
- Мдивани М.О. Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой // Акмеология. 2017. № 1 (61). С. 59–65.
- Александрова Е.С. Экопсихологические взаимодействия с информационной средой как условие субъективного благополучия // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. C. 26–33.
- Ивлева М.Л. Научный этап развития психологической концепции одаренности: тенденции, направления, подходы. М., 2012.
- Панюкова Ю.Г. Психосемантический анализ пространственных и темпоральных характеристик разных видов информационной среды // Вестник Удмуртского университета. 2017. № 3. С. 339–347.
- Архиереев Н.Л., Бушуева В.В., Волкова А.Н., Губанов Н.Н., Довженко Л.П., Догужиева М.М., Егорова М.Ю., Иванова А.С., Ивлев В.Ю., Кавинова И.П., Кузнецов Э.Н., Курилов С.Н., Малькова Т.П., Мокшанцев Л.В., Назарова И.Р., Нестеренко А.Н., Нехамкин В.А., Пирютко Т.А., Плохова М.А., Тихая-Тищенко И.Г. и др. Философия. М., 2017.
- Замараева Е.И. Н.С. Трубецкой об образовании в контексте евразийского учения // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 148–151.
- Кузина Е.С. Философия образования Т. Джефферсона // Социология образования. 2017. № 2. С. 35–42.
- Губанов Н.Н., Губанов Н.И. О возможности универсальной концепции истины и ее критериях // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32). С. 49–58.
- Майорова А.В. Человековедческая компетентность преподавателя вуза и языковая культура // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2002. № 3. С. 111–113.
Комментарии
Добавить комментарий