Разделы психологии:
Д.В. Погонцева Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В индивидуальности человека, как отмечал Б.М. Теплов (2000), прежде всего бросаются в глаза «наиболее важные черты, те, которые прямо определяют его поступки, его поведение – это особенности его убеждений, его интересов, его знаний, умений и привычек, особенности, относящиеся к содержанию его психической жизни». Эти особенности складываются в ходе жизни человека, под влиянием внешних воздействий, в результате воспитания. В свою очередь категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления – это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения.
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» указывает, что представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте (см.: Рамси, Харкорт, 2009). Т.П. Емельянова (2001) отмечает, что представления являются динамическим социальным процессом группового конструирования социального объекта. К. Абульханова (2002) также подчеркивает, что в мышлении каждого индивида функционируют общечеловеческая система понятий, понятийно-категориальный строй его эпохи, обыденные, житейские представления, стереотипы данного социального слоя, группы, поскольку личность идентифицируется с ними. Исходя из этого, мы соглашаемся с И. Бовиной (2009), которая, рассматривая проблему социальных представлений, отмечает, что представления имеют двойную направленность: «...они коренятся в культуре, языке и истории, что отражает тенденцию к стабильности, и в тоже время они связаны с социальными, политическими и экономическими изменениями, характерными для групп, выработавших представления, что отражает тенденцию к изменению». Однако кроме общих черт, в представлениях всегда есть проявление индивидуальности, особого понимания того или иного явления, присущего конкретному человеку. Исходя из вышесказанного, мы предположили, что структура представлений о красивой женщине будет включать центральное ядро (устойчивую часть представлений, общую для большинства) и периферическую систему, характеризующуюся вариативностью и изменчивостью в результате влияния индивидуальных особенностей каждого конкретного человека.
В нашем исследовании приняли участие 170 женщин двух возрастных групп: 85 женщин на этапе молодости, в возрасте от 17 до 21 года и 85 женщин – на этапе взрослости, в возрасте от 30 до 55 лет. Нами были использована авторская анкета «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика и личностных особенностей представлению о красивой женщине». Данная анкета включала 63 характеристики физических параметров внешнего облика, которые объединены в подгруппы: фигура/телосложение; форма и цвет глаз; структура и цвет волос; форма губ; руки и ноги; лицо и его оформление; цвет и структура кожи и 33 характеристики личностных особенностей. Перед участниками исследования стояла задача оценить по 7-балльной шкале, насколько предложенные характеристики соответствуют представлению о «красивой женщине». Затем данные были разделены при помощи процедуры квартилирования на две группы: ядро и периферия. Исходя из теории социальных представлений ядерные характеристики являются наиболее устойчивыми, отражают групповые тенденции в интерпретации женской красоты, а периферийные характеристики в большей степени свидетельствуют об индивидуальном опыте осмысления различных показателей женской красоты, отличаются вариативностью. В ядре представлений совмещены устойчивые характеристики физического компонента внешнего облика, личностные особенности красивой женщины, ее образовательный статус и возрастной диапазон. Периферийные характеристики, вошедшие в представление о красивой женщине, имеют более низкий уровень значимости для процессов отождествления женщины с группой «красивые», но, соединяясь по-разному с ядерными характеристиками, они влияют на возникновение эффекта «вариативности» представлений о красивой женщине.
В ядро представлений вошли такие характеристики как: умная; не глупая; вежливая; воспитанная; обаятельная; харизматичная; гармоничная; интересная в общении; любящая; целеустремленная; чистая; счастливая; женственная; с пропорциональной фигурой; выразительными глазами; ухоженными и здоровыми ногтями, руками, волосами; длинными ресницами, чистой и гладкой кожей; ей от 18 до 55 лет и у нее есть высшее образование.
В периферию представлений входят такие характеристики как: скромная, мягкая, доверчивая, мужественная, ревнивая, доминирующая, действующая как лидер, равнодушная, неестественная, необязательная. Кроме того, к периферии, то есть к тем характеристикам, которые отражают индивидуальный опыт и индивидуальные различия, относятся все описания внешности, включающие конкретизирующие характеристики: цвет волос, цвет глаз, цвет кожи, рост, длина волос и их оформление.
Таким образом, мы можем увидеть, что представления о красоте, имея общую часть, дифференцированы и конкретизируются у каждого человека. Невозможно создать целостный образ, «фоторобот» красивой женщины, общий для большого количества людей; в результате сочетания многообразных характеристик физических параметров внешнего облика, социально-психологического статуса, личностных особенностей функционирует одновременно множество представлений о красивой женщине. Исходя из этого можно говорить скорее об индивидуальных различиях представлений о красоте, чем об их общем ядре, включающем в основном личностные характеристики «красивой женщины».
Как отмечал Б.М. Теплов (2000), «общество заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей у социально ценных личностей, в расцвете индивидуальностей, а не нивелировании их», однако на данный момент, применительно к категории «красоты», мы можем говорить о том, что попытки СМИ и рекламы создать некое универсальное или эталонное представление о красивой женщине не увенчались успехом. Те характеристики, которые являются ядерными, являются скорее культурно-приписанными, чем сформированными СМИ.
Литература:
- Абульханова К. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88–103.
- Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2009.
- Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С. 39–47.
- Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. СПб.: Питер, 2009.
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 172–179.
Комментарии
Добавить комментарий