Разделы психологии:
Белова Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.
Ключевые слова: творческий потенциал, дошкольный возраст, вариативность, индивидуальные различия, творческое мышление, одаренность.
INDIVIDUAL VARIABILITY OF EARLY DISCLOSURE OF CREATIVE POTENTIAL
Belova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Mokhovaya str. 9, bld. 4.
Keywords: creative potential, preschool age, variability, individual differences, creative thinking, giftedness.
Формирование личности, отличающейся активной жизненной позицией и обладающей способностями конструктивного решения разного рода проблем, составляет одну из важнейших задач современной системы образования. Решение этой задачи обусловливает необходимость научно-обоснованного подхода, реализуемого с учетом индивидуальных особенностей развития детей, и в частности, специфики в раскрытии их творческого потенциала.
В отечественной психологии проблема индивидуальных особенностей/различий неоднократно становилась предметом исследований (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, Н.С. Лейтес, С.Б. Малых, Т.М. Марютина, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, И.В. Равич-Щербо, Б.М. Теплов, др.). Подчеркивалась важность изучения этой проблемы как для практики (обучение и воспитание, профориентация и профотбор), так и для теории психологии (любая общепсихологическая закономерность получает реальное воплощение в индивидуальных формах). Выделены два подхода к научной характеристике индивидуальных различий: 1) аналитический – основывающийся на количественной характеристике определенных свойств; 2) синтетический – на группировке индивидов по типам. Изучались типологические свойства нервной системы, которые могли составлять природную основу индивидуально-психологических различий как в области характера (темперамент), так и в области способностей. Исследователями решались задачи выделения и анализа устойчивых форм индивидуальных особенностей, объяснения их происхождения. В психогенетических исследованиях анализировалась роль генетической и средовой изменчивости в формировании фенотипического разнообразия психологических и психофизиологических особенностей человека.
Разработка и реализация модели целостного подхода к анализу индивидуальности (Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, М.К. Кабардов, др.) позволила провести комплексные исследования познавательных и коммуникативных способностей детей школьного возраста. Были выявлены индивидуальные особенности психических функций, относящихся к общим (мнемические, интеллектуальные, ориентировочно-исследовательские) и специальным (музыкальные, математические, языковые, педагогические, литературные) способностям и их задаткам. В лонгитюдном исследовании художественно одаренных подростков были выделены и описаны две группы, различающиеся по типу художественно-изобразительных способностей: «графики» («рисовальщики») и «живописцы» («колористы»). По мнению исследователей, типологический подход к специальным способностям позволяет определить не только их актуальный уровень, но и траекторию развития, потенциальные возможности [1].
Анализ индивидуально-типологических особенностей развития умственно одаренных школьников проводился в исследованиях Н.Б. Шумаковой [6], Е.И. Щеблановой [7], С.О. Петровой [5]. Подчеркивалась важность учета выявленных особенностей неординарных детей в процессе их обучения и воспитания.
Несмотря на множество полученных новых данных, исследователи отмечают необходимость дальнейшего более глубокого изучения проблематики индивидуальной вариативности раскрытия детских способностей и дарований. Это особенно актуально по отношению к изучению развития детей дошкольного возраста.
В современной психологии дошкольное детство рассматривается как очень важный период в формировании личностных качеств, развитии психических функций и процессов, раскрытии способностей и талантов. Именно в этот период обнаруживаются первые проявления творческого потенциала, который, по мнению А.М. Матюшкина [2], заложен в ребенке с рождения и раскрывается по мере взросления. У разных детей он может отличаться. Высокий творческий потенциал, в соответствии с концепцией «Творческая одаренность» (А.М. Матюшкин), составляет основу одаренности, которая является предпосылкой становления и развития творческой личности. Наиболее общая характеристика творческого потенциала и структурный компонент – это познавательные потребности. Одаренные дети обладают высоким творческим потенциалом, и у них доминирующая познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности, направленной на открытие нового. Устойчивая избирательность ребенка-дошкольника по отношению к исследуемому новому (цвета, звуки, формы) может составлять одно из оснований развития специальных способностей и проявлений творческого потенциала в определенной области [2].
возраст 5–8 лет часто называют «золотым периодом творчества». Ребенок «творит мир» в себе и вокруг себя. Проявления творческого потенциала в той или иной мере присущи всем нормально развивающимся детям этого возраста, и они обнаруживаются в характерных для дошкольного детства видах деятельности: игровой, конструктивной и др.
Детское творчество, как и творчество взрослого, подразумевает появление нового продукта, но степень новизны его оценивается по-другому, ведь ребенок творит новое для него – субъективно новое. Однако характер поиска и проявление инициативы роднит детское творчество с творчеством взрослого. Особенно наглядно это проявляется в развитии одаренных дошкольников, которые с большой радостью и увлеченностью занимаются творчеством, проявляя активность и инициативу. Часто взрослых поражают целеустремленность и настойчивость неординарного дошкольника в осуществлении им задуманного, полная поглощенность процессом творчества. Из всех занятий и игр такой ребенок преимущественно выбирает те, в которых может себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое.
Нередко некоторые одаренные дошкольники увлекаются одним каким-нибудь занятием, например, рисованием, лепкой. стремление к самостоятельности в творческом поиске не исключает обращения за помощью, информацией к взрослым, иногда даже настоятельных просьб пытливого ребенка обучить его каким-нибудь умениям (чтению, выпиливанию, счету). Раннее раскрытие творческого потенциала может наблюдаться в художественных областях (изобразительное, музыкальное творчество), в математике, игре в шахматы. Иногда на этапе дошкольного детства обнаруживаются у ребенка начальные признаки литературного творчества. У некоторых дошкольников творческий потенциал может проявляться в социальной сфере, их выраженная познавательная мотивация в большей степени ориентирована на мир людей, на человеческие взаимоотношения.
Проведенное исследование было нацелено на изучение индивидуальной вариативности раскрытия творческого потенциала у детей 5–6 лет. Было обследовано 57 дошкольников, посещавших дошкольные образовательные учреждения Москвы.
Использовался широкий комплекс диагностических методик, включавший: Фигурный тест творческого мышления Е.П. Торренса (Адаптация для дошкольников Е.С. Беловой и Е.И. Щеблановой); анализ продуктов творческой деятельности детей (рисунков, поделок и др.); наблюдения за детьми; опрос родителей и педагогов об особенностях развития детей с помощью специальных анкет и др.
По полученным результатам все обследованные дошкольники проявили интерес к предлагаемым им творческим заданиям, выполняли их, но с разной успешностью.
Высокий уровень творческого потенциала был выявлен у 15,8% дошкольников: они предлагали много оригинальных идей и решений, проявляли высокую познавательную и игровую мотивацию. Вместе с тем среди этих дошкольников только у 22,2% отмечалось равномерно высокое развитие всех компонентов творческого мышления – главной составляющей творческого потенциала.
У 40,4% дошкольников проявления творческого потенциала тоже легко обнаруживались, хотя и не были столь яркими и выразительными, как у предыдущих. Их уровень творческого мышления был выше среднего, однако при более детальном анализе и в этой группе можно было обнаружить вариативность показателей. Структура творческого мышления только у 21,7% этих дошкольников отличалась равномерным развитием всех ее компонентов.
Для 29,8% дошкольников творческие задания хотя и представляли интерес, но уже вызывали определенные затруднения при выполнении. Предлагаемые ими идеи и решения редко отличались оригинальностью. Развитие творческого мышления в целом соответствовало среднему уровню, хотя только у 23,5% из этих детей все компоненты творческого мышления были равномерно развиты и достигали среднего уровня.
У 14% детей проявления творческого потенциала были очень слабо выражены. Возникали трудности уже на этапе понимания инструкции. Был выявлен низкий или ниже среднего уровень развития творческого мышления. У этих детей обнаружены были проблемы с развитием речи, произвольного внимания, саморегуляции.
Для всех дошкольников были составлены индивидуальные профили проявления творческого потенциала, что позволило наглядно представить индивидуальные особенности его раскрытия у каждого ребенка.
Полученные в исследовании результаты расширяют научные представления об индивидуальной вариативности раскрытия творческого потенциала на этапе дошкольного возраста. Вместе с тем еще раз подтверждается необходимость специальной подготовки педагогических кадров для работы с дошкольниками, способствующей раскрытию их творческих способностей и дарований. Возможности такой подготовки открываются, с нашей точки зрения, при реализации на практике разработанной Л.М. Митиной инновационной психологической технологии личностно-профессионального развития субъектов образования [3]. Развитие у педагогов комплекса интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости, самосознания) позволит им успешно работать в сложных условиях социокультурных трансформаций с поколением детей постиндустриального общества [4].
понимание и учет особенностей развития дошкольников, специфики раскрытия их творческого потенциала составляет важное условие оптимизации процесса их обучения и воспитания.
Литература
- Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типология художественно-изобразительной и лингвистической одаренности: дифференциально-психофизиологический подход // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912–2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. – СПб.: Нестор-История, 2012. – С. 864–877.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.
- Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – СПб.: Нестор-История, 2014. – 376 с.
- Митина Л.М. Психологические условия совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров // Современные тенденции развития дошкольного образования и профессиональной подготовки кадров. Материалы Международной научно-практической конференции. Тирасполь, 2017. С. 393–399.
- Петрова С.О. Соотношение вербальных и невербальных способностей и профессиональный выбор одаренных подростков // Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2018. C. 141–144.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 336 с.
- Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
Комментарии
Добавить комментарий