Формирование субъективного ощущения счастья у студентов посредством выполнения намеренных «действий счастья»

В.Ю. Боровик (Новополоцк) - студент (4 курс) ПГУ

На сегодняшний день общество характеризуется как нестабильное и напряженное. Этому способствуют различные отрицательные факторы (экономические, политические, духовные, социальные), которые приводят к нарушениям и изменениям как индивидуальных личностных качеств человека, так и общества в целом. При этом государство теряет собственный потенциал развития в лице добросовестных работников, готовых трудиться на благо общества.

Счастливый человек лучше видит и использует собственные возможности и потенциал. Высокий уровень счастья в обществе является залогом успешности развития и процветания государства. Будучи счастливым, индивид тем самым улучшает не только свое психическое состояние, но и физическое, что, в свою очередь, наилучшим образом сказывается на уровне удовлетворенности жизнью. Поэтому как изучение самого феномена счастья, так и разработка способов повышения его субъективного уровня являются актуальными.

Цель представленного исследования – провести анализ эффективности повышения уровня субъективного ощущения счастья с помощью отдельных намеренных «действий счастья» (объятия с близкими и друзьями, прослушивание любимых музыкальных композиций, самоубеждение). Объектом исследования является субъективное ощущение счастья как показатель внутренней удовлетворенности жизнью, предметом – эффективность «намеренных действий счастья» для повышения уровня субъективного ощущения счастья у студентов.

Гипотеза исследования: если испытуемые будут выполнять определенные регулярные действия («действия счастья»: объятия с близкими и друзьями, прослушивание любимых музыкальных композиций, самоубеждение), то у них произойдет повышение уровня субъективного ощущения счастья. Наше предположение основано на «теории сорока процентов» счастья американского психолога С. Любомирски (2014).

выборка (3 экспериментальные и 1 контрольная группы) составила 80 испытуемых (по 20 испытуемых в каждой из групп). В ее состав вошли студенты 1–3 курсов спортивно-педагогического факультета Полоцкого государственного университета, а также студенты других учебных заведений. выборка сформирована путем рандомизации без учета гендерных и возрастных различий.

Для проведения исследования использовался метод формирующего эксперимента. Независимой переменной в данном эксперименте являются предложенные испытуемым намеренные «действия счастья», зависимой переменной – уровень субъективного ощущения счастья у испытуемых.

В ходе исследования была проведена первичная диагностика с помощью методики Оксфордский опросник счастья (Эксакусто, 2012), целью которой является выявление текущего уровня субъективного ощущения счастья у трех экспериментальных групп.

На этапе экспериментального воздействия испытуемым из трех экспериментальных групп было предложено в течение месяца регулярно выполнять по одному заданию с фиксацией хода его выполнения, собственного самочувствия и настроения в тетради (дневнике).

Объятия (Экспериментальная группа № 1). Испытуемым предлагалось каждый день в течение месяца обнимать не менее 6 человек с фиксацией количества объятий в дневнике.

Музыка (Экспериментальная группа № 2). В течение месяца необходимо прослушивать любимые композиции около 1 часа в день и более (при условии прослушивания без наушников и на средней/ низкой громкости) с записью о своем самочувствии и настроении.

Самоубеждение (Экспериментальная группа № 3). В течение месяца, каждый день (утром и перед сном), у зеркала необходимо повторять (вслух) то, чего хотелось бы достичь (например: «Я самый успешный студент», «Я самый лучший друг», «Я отлично себя чувствую» и т.д.).

Предполагалось, что задания № 1 и № 2 оказывают влияние на аффективный компонент счастья, а задание № 3, в свою очередь, влияет на когнитивный компонент. Все экспериментальные задания направлены на формирование позитивного взгляда на жизнь, повышения самооценки и общего уровня субъективного ощущения счастья.

После завершения экспериментального воздействия был проведен ретест с помощью Оксфордского опросника счастья у экспериментальных групп для фиксации результатов эксперимента. Кроме этого, ретест был проведен в контрольной группе с целью убедиться в отсутствии выраженных изменений у испытуемых за время проведения эксперимента.

Для обработки полученных в ходе исследования данных были выбраны критерий Манна–Уитни и критерий Вилкоксона. Критерий Манна–Уитни был использован для оценки достоверности различий между несвязанными выборками, критерий Вилкоксона – для сопоставления результатов «тест–ретест» у контрольной и экспериментальных групп (Ермолаев, 2003).

Результаты. После проведения доэкспериментальной диагностики было произведено сопоставление показателей субъективного ощущения счастья в экспериментальных и контрольной группах с помощью непараметрического критерия различий U Манна–Уитни с целью определить, насколько данные выборки эквивалентны. В результате сопоставления диагностических показателей уровня субъективного ощущения счастья трех экспериментальных и контрольной группы установлено, что выборки являются эквивалентными (р>0,05).

Далее, после экспериментального воздействия и ретеста было проведено сопоставление показателей субъективного ощущения счастья (Оксфордский опросник) по результатам теста и ретеста у экспериментальных групп. Сопоставление проводилось с помощью критерия Вилкоксона.

По итогам подсчета результатов в экспериментальных группах № 1 и № 2 (Тэмп>Ткр), уровень значимости оказался р>0,05 (р=0,13 и р=0,12 соответственно), и, следовательно, он попадает в зону незначимости на оси значимости. Указанные результаты свидетельствуют о том, что экспериментальное воздействие оказалось не эффективным на достоверном уровне.

Экспериментальная группа № 3 (самоубеждение). Так как Тэмп<Ткр, то мы можем утверждать, что сдвиг в типичную сторону достоверно преобладает.

По итогам подсчета результатов, уровень значимости р<0,01 (р=0,004), и, следовательно, он попадает в зону значимости на оси значимости. Указанные результаты свидетельствуют о том, что экспериментальное воздействие оказалось эффективным.

Было проведено сопоставление результатов теста и ретеста у испытуемых контрольной группы с помощью непараметрического критерия Вилкоксона. Выраженные изменения в контрольной группе за время проведения эксперимента отсутствуют (p>0,05).

На заключительном этапе исследования было произведено сравнение результатов ретеста у экспериментальных и контрольной групп с помощью критерия U Манна–Уитни. Уровень значимости оказался р>0,05 (для Э1 и Э2), что говорит нам об отсутствии изменений в экспериментальных группах № 1 и № 2 после экспериментального воздействия; р<0,05 (для Э3), что, в свою очередь, говорит нам о наличии изменений в экспериментальной группе № 3 после экспериментального воздействия.

Выводы. По результатам нашего исследования, можно говорить о том, что для повышения субъективного ощущения счастья наиболее действенным является воздействие на когнитивный компонент счастья, который, в свою очередь, влияет на аффективный компонент. Воздействие на когнитивный компонент счастья является более эффективным за счет влияния на глубинные установки личности, что, в свою очередь, вызывает ощутимый и стойкий результат в виде изменения жизненных установок на более позитивные, изменение взгляда на себя и мир с положительной стороны и приводит к формированию оптимистического атрибутивного стиля личности.

Целенаправленное же воздействие на аффективный компонент счастья с помощью намеренных «действий счастья» возможно как дополнение с целью усиления результата, так как при отдельном их применении он носит относительно временный характер за счет влияния на эмоциональный фон личности.

Для достижения наилучшего результата, как мы полагаем, необходимо использовать данные намеренные «действия счастья» комплексно.

Литература

  1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003.
  2. Любомирски С. Психология счастья. Новый подход. СПб.: Питер, 2014.
  3. Эксакусто Т.В. Тренинг позитивного мышления. Коррекция счастья и благополучия Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Боровик В.Ю. Формирование субъективного ощущения счастья у студентов посредством выполнения намеренных «действий счастья» // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 107-111. – 0,2 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки