С.И. Некрасов Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, Россия
Н.А. Некрасова, А.С. Некрасов Российский университет транспорта, Москва, Россия
Л.Я. Мещерякова Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, Россия
В процессе развития человечества накопился целый комплекс глобальных проблем, которые наиболее явственно начали проявлять себя в последние несколько десятилетий, когда ранее локальные и региональные проблемы превратились в масштабные трудности, охватившие планету в целом [1]. Но самое главное, что все эти проблемы связаны с негативными последствиями научно-технического прогресса, затрагивая все сферы существования человеческого общества. Сегодня информационные технологии, рассматриваемые как фактор, оказывающий огромное влияние на глобальное развитие социума и формирование информационной реальности, повлияли на сознание человека и его возможности, изменили жизнь общества, трансформировали приоритеты и ценности. Но пагубнее всего то, что человечество начинает привыкать к этим угрозам и учится жить с ними, совершенно не понимая, что наиболее серьезными современными и будущими проблемами становятся накопление генетического груза и разрушительная угроза новых технологий (генной инженерии, робототехники, нанотехнологий). При этом новые технологии гораздо опаснее старых. Скорость научно-технического прогресса превышает способность человека и социальной системы вырабатывать регуляторы к ним — ценности, нормы поведения, адаптацию. Другими словами, гуманитарная сфера не успевает за развитием технологий, т.е. темпы роста человеческого восприятия не соответствуют темпам информационной нагрузки, что вызывает процесс социогуманитарного запаздывания и порождает техно-гуманитарный дисбаланс. Этот дисбаланс, прежде всего, проявляется на этапе подготовки будущих специалистов в технической и экологической сферах. Роль предметов социально-гуманитарного цикла с каждым годом все сокращается. При подготовке инженеров забывают, что любая предметная деятельность человека, преобразуя предметы природы в техническое объекты, всегда имеет культурный смысл. Человек в своей жизнедеятельности выступает как субъект культуры и технической деятельности, так как в техническом объекте он распредмечивает содержание деятельности предшествующего субъекта. Будучи субъектом общества и культуры, человек раскрывает человеческий смысл технического объекта в его социальной значимости и духовной ценности.
Современное одностороннее инженерное образование инженера, по существу, отчуждает будущего субъекта технической деятельности от ценностей культуры. Так зарождается деление культуры на два сегмента — технический и гуманистический. Поэтому можно говорить о двойственной природе инженерной деятельности в современном обществе. С одной стороны, в процессе вузовского инженерного образования мы формируем специалиста, который будет развивать конструктивный потенциал для развития общества, а с другой — сведение на нет системы гуманитарного образования будущего инженера порождает теневую сторону его будущей деятельности — эколого-антропологическую безграмотность.
Культура, основанная на формировании ответственности будущего инженера за свою практическую преобразовательную деятельность перед обществом и будущими поколениями, должна стать ведущей составной сферой подготовки инженерных кадров. Еще большую значимость гуманитарное образование приобретает при подготовке кадров будущих экономистов и управленцев, которые должны осуществлять постоянный выбор за проведение в жизнь экологически и антропологически направленные проекты. В связи с этим целевую направленность экономического образования необходимо пересмотреть. Основные принципы экономики — принципы эффективности как наиболее дешевое и быстрое внедрение результатов инженерной деятельности, когда дешевое и быстрое является ценностью должны быть заменены нравственно-экологическим императивом, что позволит с уверенностью утверждать о необходимости серьезной гуманитарной подготовки будущих инженерных и экономических кадров, для чего необходимо значительное увеличение доли наук социально-гуманитарного и правового цикла.
Экологическая экономика становится целью подготовки экономических кадров, а отличительной особенностью экономического образования должна стать выработка у будущих специалистов в области экономики и управления императивности в осознании доминирования социальной безопасности технических объектов, а не их дешевизна и быстрота внедрения.
Анализ современных экологических проблем показал, что истоки экологической проблематики следует искать не только в сфере самой техники, но и в самом обществе, его культуре и ценностных установках.
Сформированная в эпоху Нового времени парадигма «покорения природы», когда природа рассматривалась как бесконечный резервуар ресурсов для технической деятельности человека, должна быть вытеснена осознанной необходимостью целенаправленно адаптировать человека и общество к реальным возможностям природного ареала, т.е. вернуться к другим представлениям: человек — часть универсума. Достаточно вспомнить сущность древнекитайского принципа у-вей — не навреди гармонии природы, слейся с ее целесообразностью и сбалансированностью. Поэтому современный человек обязан осознанно сделать принципом своей жизнедеятельности ненарушение общемировой природной гармонии. Дальнейшее существование человека должно опираться на Понимание природы как самодовлеющей ценности и следовать законам социальной экологии [2], что только и способно смягчить экологическую ситуацию и избежать техногенной катастрофы.
Так как сегодня существует противоречие между доминирующей системой ценностей технических объектов и экономической эффективностью их внедрения над экололго-этическими ценностями в сфере экономики и инженерной деятельности, переоценка этих ценностей должна быть стержневой целью всего сегмента гуманитарной подготовки будущих специалистов в научно-технической, экономической, правовой, культурной и образовательной сферах.
Опираясь на динамический прогресс научно-технической деятельности, который ускоряет ритм жизни человека, заставляя его подчиняться небывалой интенсивности своего существования, можно утверждать, что духовная жизнь человека, набор его человеческих качеств остаются практически неизбежными и не успевают за развитием технической и экономической деятельности.
Именно здесь коренится причина противоречия между технико-экономической деятельностью человека и его нравственностью. Зримо это противоречие можно представить в виде разнонаправленных векторов: вверх направленный вектор — это технико-технологическая составляющая общества, а вектор, направленный вниз, — это личностная составляющая. Пока эти векторы не станут однонаправленными, человечество будет находиться в состоянии эколого-этического кризиса, который является не менее глубинной причиной множества современных социальных проблем. И только тогда, когда эти векторы совпадут, можно будет сказать, что человечество осознало катастрофичность своего положения и находится на пути своего выздоровления.
Развитие и преподавание в экономических и инженерных вузах профессиональной этики — это начало такого пути. Профессиональная этика — это специфические общеморальные установки, которые переведены в нормы, правила и принципы, пригодные для морального выбора и нравственной оценки выполнения будущим специалистом своих профессиональных обязанностей. Профессиональные нормы — это совокупность доминирующих ценностей, благодаря которым обеспечивается включение профессиональной деятельности в рамках нравственных ограничений.
Литература
- Тихвинский П.Н. Экология общества в контексте глобализации // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 103–106.
- Гирусов Э.В., Фалько В.И. Законы социоприродного развития // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 4–7.
Комментарии
Добавить комментарий