Т.В. Шершнева Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь
Современное общество осознало важность минимизации техногенной нагрузки на природную среду в процессе производства различных материальных ценностей, обеспечения комфортных условий существования и развития человечества. Однако с трудом поддающаяся модернизации система образования не акцентирует внимание на формировании экологического сознания подрастающего поколения [1, 2]. Потребительский характер отношения к природе юношей и девушек обусловлен как возрастными особенностями, так и влиянием на формирование системы ценностей и мировоззрения виртуальной реальности, при погружении в которую мир реальный (окружающая природная и социальная среда) уходит на второй план.
На базе Белорусского национального технического университета было проведено исследование отношения современных студентов к природе. Для диагностики использовалась вербально ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» [3]. В данной методике выделяются четыре типа установок отношения к природе: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). Анализ результатов психодиагностики показал, что у 48% испытуемых доминирующей является прагматическая установка отношения к природе, у 39% — эстетическая, у 11% — когнитивная и всего у 2% — этическая экологическая установка.
Результаты проведенного исследования наглядно демонстрируют остроту проблемы низкого качества гуманитарной подготовки и воспитательной работы в современной бесконечно реформируемой и оптимизируемой системе образования: у большинства представителей подрастающего поколения сформировано отношение к природе как к объекту для удовлетворения многочисленных насущных потребностей. А ведь человек является частью живой природы, без сохранения которой его выживание как вида становится маловероятным.
Нужно помнить также и о том, что экологические установки проявляются и в процессе межличностного общения. Посредством использования различных интернетресурсов устанавливаются новые социальные контакты, но при этом данный вид общения часто не включает в себя эмоционально-чувственную и нравственную сферы. При виртуальном взаимодействии, особенно без использования аудио- и видеоканалов связи, значительная часть информации не воспринимается или формируется искаженный образ события, кажущаяся анонимность порождает троллинг, хейтеринг и т.п. Все это приводит к затруднениям в формировании и утрате навыков межличностного взаимодействия. Описанная ориентация на виртуальное пространство выступает одной из причин экологических и социальных проблем, так как приводит к снижению степени индивидуальной ответственности. Сама жизнь перестает восприниматься как высшая ценность, мир реальный начинает восприниматься с тревогой, поскольку угрожает благостному пребыванию в «отфотошопленном» мире идеальных образов и «залайканных» мыслей. Мы всерьез обсуждаем возможность оцифровки личности, ее перемещения в виртуальную реальность. Виртуальное пространство отчуждает нас от естественных пейзажей, ритмов и звуков, искажает и маскирует фундаментальную реальность, делая ее более приятной и эстетичной, вследствие чего у человека формируется симуляция как гиперреальный образ окружающей среды, а проблемы этой среды кажутся иллюзорными. Принятие же различных форм насилия в виртуальной реальности как нормы обретает форму бессознательного экологического вандализма.
Анализируя результаты психологической диагностики экологических установок личности, становится очевидным следующее: в процессе профессиональной подготовки студентов, в том числе будущих инженеров, выступивших в качестве испытуемых в данном исследовании, необходимо уделить внимание формированию экоцентрического экологического сознания. Экоцентрическое экологическое сознание, характеризующееся гармоничным развитием взаимодействия человека и природы, выступает стратегическим ориентиром экологического образования. И речь идет не только о раздельном сборе отходов, рациональном потреблении ресурсов, использовании альтернативных средств передвижения и т.д. Необходимо остановить наблюдаемую в последнее время тенденцию к сокращению гуманитарного компонента в учебных планах вузов, особенно технического профиля. Результатом этого может стать только увеличение техногенной нагрузки на природную среду, что недопустимо в современных условиях. В этой связи можно предложить включить в учебные планы первой ступени высшего образования учебные дисциплины, направленные на формирование этических установок отношения к природе и психолого-педагогическую коррекцию экологического сознания. Воспитательная работа в вузах также должна быть направлена на формирование у подрастающего поколения правильного и рационального отношения к природе, причем формировать экоцентрическое сознание можно и посредством использования возможностей виртуальной среды (например, моделирование, представление соответствующего видеоконтента и др.). Очевидно, что это единственно возможный на сегодня путь выживания и развития человечества, а также сохранения природного разнообразия.
Литература
- Бахтигулова Л.Б., Петухова И.В. Ценностная ориентация в системе «Общество–природа» как условие становления экологической компетентности студента технического вуза // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2006. № 7. С. 139–140.
- Фалько В.И., Кирилина Т.Ю. Экологическая культура и нравственные ценности студенческой молодежии (опыт социологического анализа) // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2011. № 2 (78). С. 204–210.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: смысл, 2000. 456 с.
Комментарии
Добавить комментарий