Н.В. Зайцева Всероссийская академия внешней торговли, Москва, Россия
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 19‑011‑00293
В настоящее время происходит когнитивный поворот в науке, связанный с бурно развивающимися эмпирическими исследованиями мозга и не менее активно прогрессирующими концепциями сознания. Сознание в силу своей специфики оказывается объектом как естественнонаучного, так и гуманитарного спекулятивного знания. Казалось бы, продуктивность и взаимопроникновение философии и других наук, изучающих когнитивный опыт, должны быть очевидны. Глубокую концептуальную взаимосвязь философии с психологией и нейронаукой уже продемонстрировали гештальтпсихология, феноменологическая психология основоположника гештальттерапии Ф. Перлза, нейрофеноменология Ф. Варелы, энактивизм Ф. Варелы, Э. Рош, Э. Томпсона, теория телесно воплощенной симуляции В. Галлезе и т.д. Тем не менее, кризис, о котором говорил Л. Выготский, имея в виду методологическое противопоставление естественнонаучного и гуманитарного подходов, сохраняется по сей день. Пресловутый провал в объяснениях от первого лица и объективными данными от третьего лица, о котором так много говорят и пишут современные философы, является следствием дистинкции «реальное — идеальное», которая лежит в основании самых различных философских подходов к изучению сознания. феноменология является методом, основанным на понимании коррелятивности реального и идеального, на физической темпоральной обусловленности, индивидуализации любого идеального содержания когнитивных актов, и тем самым несет в себе потенциал преодоления пресловутого провала в объяснениях.
Цель исследования — показать перспективность использования феноменологического концептуального арсенала в самых разных областях когнитивных и нейронаук, изучающих Сознание, мышление, язык. Я сфокусируюсь на понятии аналогизирующей апперцепции
Э. Гуссерля, которую сам автор справедливо рассматривал в качестве универсального когнитивного механизма, лежащего в фундаменте познавательной способности. Начну с рассмотрения риторического примера Аристотеля (специфического аргументативного приема, известного также как параллельное рассуждение), который, на мой взгляд, нельзя отнести ни к дедуктивным, ни к индуктивным или абдуктивным рассуждениям. Тем не менее, использование этого рассуждения в аргументации наглядно свидетельствует в пользу его убедительности, которую и обеспечивает лежащая в основании процедура аналогизирующей апперцепции, представляющая собой встроенное универсальное a priori, которую можно отнести в данном случае к системе 1 (Дж. Эванс, К. Станович) или к тому, что А. Тверски и Д. Канеман называют интуитивным мышлением. Важно отметить, что фундированный аналогизирующей апперцепцией риторический пример в риторике Аристотеля обосновывает общее высказывание, стоящее на месте большей посылки силлогизма, то есть дедуктивного умозаключения. Э. Гуссерль говорит об апперцепции в связи со смыслоформированием как о многоступенчатой операции, включающей пассивный синтез, предполагающий нерефлексированное схватывание предмета. В этом отношении аналогизирующая апперцепция оказывается концептуально схожа с процедурой амодального завершения. В работах последних лет я стремилась показать, что категоризация и типизация могут быть также описаны с привлечением понятия аналогизирующей апперцепции. Таким образом, будут обоснованы фундаментальная фундирующая роль и универсальный характер когнитивной процедуры аналогизирующей апперцепции и, соответственно, продемонстрированы возможности использования феноменологического метода в междисциплинарных когнитивных исследованиях.
Комментарии
Добавить комментарий