К.Н. Булатбаева, Г.К. Длимбетова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Республика Казахстан
В.И. Фалько Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Мытищи, Россия
Одним из приоритетных направлений развития современного образования является его экологизация, которая объединяет в себе две основных стороны, обращенных, соответственно, к внешней и внутренней среде обитания человека и общества, энвайронменту и контексту социоприродной системы [1, 2]. Единству этих сред была посвящена конференция «ЭкоМир-9» (Мытищи – Москва, 2018). На нынешней, 10-й конференции по проблемам экологического мировоззрения акцент делается на взаимоотношении экологии природы и экологии человека в искусственной среде. Применительно к сфере образования первая сторона (“greening education”) выражается в наполнении обучения и воспитания проблематикой охраны окружающей среды, вопросами экологии природы. Вторая сторона обращена к экологии образования, сочетающей в себе экологию культуры и человека, духовной жизни личности и общества. Сегодня, как и в прошлом, в общественном сознании и образовательной политике преобладает внимание к первой стороне, однако роль второй стороны экологизации образования быстро растет, вместе с обострением проблем будущего человеческой природы в условиях новых технологических укладов и положительными тенденциями в коэволюции общества и природы. Кроме того, экология образования опирается на формирование экологического мировоззрения, воспитание обучающихся в духе любви к природе.
Экологизация образования в условиях нарастания и углубления перемен в информационно-технической среде предполагает также его трансформацию в экологическую деятельность и другие виды практики [3], в том числе общения и диалогического взаимодействия человека с природой, человека с другими людьми, техникой и культурой. Ввиду важности партнерских отношений общества и природы необходимым аспектом экологизации образования является повышение значения развития понимающей способности человека в формировании ценностных характеристик природы [4]. Нынешние тенденции повышения роли национально-культурной идентичности в глобальных процессах обуславливают и приоритетное внимание к экологической культуре и экологии культуры своего народа в контексте глобализации [5], в единстве с интеграцией к мировым ценностям в диалоге культур.
Таким образом, современное понимание экологизации образования предполагает совершенствование традиционного экологического содержания обучения в единстве с привнесением новых элементов в формирование знаний и умений, ценностных ориентиров и экологической культуры по всем специальностям и учебным дисциплинам.
Рассмотрим некоторые идеи и разработки в области экологизации образования на примере Республики Казахстан, использующий, в том числе, и опыт российских ученых и педагогов. Так, на основе классификации профессий Е.А. Климова по предмету труда (человек — человек; человек — техника; человек — природа; человек — знак; человек — художественный образ) [6] ученым-педагогом Г.К. Длимбетовой разработаны типовые экологические компоненты содержания профессионального образования) [7].
В условиях экологизации профессионального образования важно руководствоваться принципами интеграции экологического компонента в содержании профессионального образования. Таковыми мы выделили принципы: а) учета современных требований к подготовке специалиста; б) учета степени значимости умений в будущей работе; в) учета функциональных обязанностей специалистов в смежных сферах деятельности; г) учета универсальных и узкоспециальных умений в конкретной сфере профессиональной деятельности; д) обеспечения личностного роста; е) учета карьерного роста; ж) учета новейших технологий в сфере профессиональной деятельности; з) учета экологических проблем в сфере профессиональной деятельности.
В рамках экологизации профессионального образования рассмотрены и принципы обучения. Остановимся на ключевых принципах.
Принцип воспитывающего обучения является основополагающим, так как без формирования мировоззрения учащейся молодежи о необходимости каждодневных конкретных действий по защите окружающей среды невозможно добиться ожидаемых результатов по учету экологических норм в последующей профессиональной деятельности специалистов нового поколения.
По всем специальностям, прежде всего, важно определить единую универсальную основу для формирования экологической компетенции через духовное Сознание будущего поколения. Каждый специалист (не только филолог или журналист) должен знать экологические идеи, оставленные нам в наследство от наших мыслителей прошлых веков. Именно духовное осмысление молодежью взаимосвязи человека и окружающей среды, огромной ответственности разумных существ за жизнь на Земле будет движущей силой в постоянном стремлении действенно решать экологические вопросы в разных сферах деятельности. Для этого нужно обеспечить преемственность отобранных экологических идей, прежде всего представителей своего народа, в их единстве с мировой культурой и экологической практикой на протяжении всех веков существования (начиная с древнего периода до современности) на всех этапах обучения, так как в каждом возрасте есть свои уровни и аспекты понимания.
Студент любой специальности, начиная с начального этапа профессионального обучения, должен соприкасаться с экологическим компонентом при изучении каждой темы. Только в таких условиях обеспечивается формирование его экологического сознания в качестве неотъемлемой составляющей его мировоззрения. Такой результат достигается за счет принципа систематичности и последовательности, обеспечивающий путь от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Этот принцип непосредственно связан и с организационными вопросами, когда авторские группы программ будут иметь перед собой заранее разработанную карту интеграционного содержания по экологии.
Для порождения естественной мотивации учащейся молодежи к активной экологической деятельности важно руководствоваться принципом индивидуализации обучения. Учет субъектных особенностей обучающихся предполагает, таким образом, рассмотрение окружающего их мира: каким субъектом он представлен в определенном социуме (субъект определенной деятельности). Экологическая деятельность предполагает реализацию студента как субъекта этой деятельности в разных сферах жизни. Не менее значимыми свойствами обучаемого при индивидуализации формирования его экологической компетенции следует считать темперамент и природные задатки. В настоящее время принято развивать лидерство в образовании. При этом лидером должен быть каждый, но в разных направлениях. Такой подход требует от преподавателя умения располагать многоаспектным экологическим учебным материалом и дать возможность индивидуального выбора задания. В таких созданных педагогических условиях каждый студент может стать носителем собственных идей и творцом, реализующим свои идеи. Основой для системной экологизации профессионального образования должен стать предварительный школьный курс «Экология и устойчивое развитие», апробированный в Республике Казахстан в 2014–2016 гг. Этот интегрированный курс «Экология и устойчивое развитие» [8] призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников в области экологического образования как ключевого ориентира для экологизации профессионального образования. В рамках этого курса предусмотрено овладение обучающимися системой ключевых компетенций предмета «Экология и устойчивое развитие», позволяющих молодым людям эффективно применять предметные компетенции в практической экологической ситуации и успешно использовать в процессе гармоничного взаимодействия с окружающей средой, что будет способствовать устойчивому развитию экологии Республики Казахстан.
Программа «Экология и устойчивое развитие» была рассчитана на 68 часов. Этот курс позволяет интегрировать знания следующих дисциплин: естественнонаучных (биологии, географии, химии), физики, математики. Постреквизитами будет служить экологический компонент каждого предмета, изучаемого на этапе бакалавриата. Основная цель курса — развитие функциональной грамотности при формировании целостного представления об основных закономерностях развития природы и общества как основы образования для устойчивого развития экологии Республики Казахстан.
Задачами курса были выделены следующие: развитие предметной компетенции при изучении основных закономерностей функционирования живых организмов в экосистеме различного уровня организации биосферы в целом и их устойчивости; формирование ключевых компетенций при обсуждении основных закономерностей взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствий хозяйственной деятельности человека; развитие навыков критического мышления при анализе и синтезе различных концепций, стратегий и практических задач устойчивого развития в разных странах и Республике Казахстан.
Особенность курса заключается во взаимосвязи: а) с предметом «Биология» по направлениям: развитие организма и окружающая среда; основные закономерности наследственности; основы селекции и биотехнологии; обмен веществ в клетке; б) с предметом «Химия» по направлениям: атомно-молекулярное учение; тепловой эффект химической реакции; охрана атмосферы от загрязнений; водород — экологически чистое топливо; экологические проблемы водных ресурсов; природные источники углеводородов; высокомолекулярные соединения (полимеры); в) с предметом «География»: Земля как планета; литосфера и земная кора; атмосфера и климат; гидросфера; биосфера; природные ресурсы; г) с предметом «Физика и астрономия» по направлениям: удельная теплота сгорания топлива; испарение и конденсация; законы термодинамики; тепловые машины и охрана природы; закон сохранения и превращения энергии; звук; понятие об электромагнитном поле; электромагнитные волны; радиосвязь; радиоактивность; научно-техническая цивилизация и ноосфера; д) с предметом «Математика» по направлениям: группировка и анализ статистических данных; отклонение от средней характеристики; числовая последовательность; способы нахождения вероятности; графики реальных процессов; моделирование, математический анализ; е) с предметом «Информатика и информационные технологии»: компьютер как средство обработки информации; информационно-коммуникационные технологии; проектная деятельность; ж) с предметами «Казахский язык», «Литература» по направлениям: дальнейшее обогащение словарного запаса экологической терминологией, при составлении эссе по учебному материалу экологии и устойчивому развитию использование экологического материала из произведений писателей и поэтов о природе.
При этом обязательно реализуется региональный компонент при изучении курса «Экология и устойчивое развитие», включающий конкретные сведения о природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона.
Формирование функциональной грамотности в процессе изучения предмета «Экология и устойчивое развитие» осуществляется через овладение учащимися системой ключевых компетенций об экологии устойчивого развития, позволяющих молодым людям эффективно применять предметные компетенции в практической ситуации, чтобы научиться жить в гармонии с окружающей средой.
Этот курс будет служить базовым этапом для системной реализации научных идей по экологизации профессионального образования в вузе. Для дальнейшей работы в вузе предлагается руководствоваться специально разработанными инструкциями [9].
Литература
- Фалько В.И. Внешняя и внутренняя среда социоприродной системы // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 106–108.
- Falko V.I., Maykova V.P., Molchan E.M. Ecology of External and Internal Environment in the Socio-natural System // Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). Series “Advances in Social Science, Education and Humanities Research”. 2018. Pр. 953–957. DOI: https://doi.org/10.2991/ cesses-18.2018.209
- Maykova V.P., Molchan E., Falko V.I. Transformation of Educational Activity: Social and Philosophic Aspects // Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). Series “Advances in Social Science, Education and Humanities Research”. 2018. Pр. 8–12. DOI: 10.2991/cesses-18.2018.3
- Сколяр Ю.Н. Роль понимающей способности человека в формировании ценностных характеристик природы // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 101–103.
- Тихвинский П.Н. Экология общества в контексте глобализации // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 103–106.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.
- Длимбетова Г.К. Экологический паспорт университета: новое содержание в свете формирования духовного сознания будущих специалистов // Сб. матер. Междунар. науч.практ. семинара «Научные подходы к экологизации системы образования в условиях развития «зеленой экономики». Астана, Мастер ПО, 2018. С. 3–7.
- Длимбетова Г.К., Шайхеслямова К.О., Булатбаева К.Н. и др. Экология и устойчивое развитие. Методическое руководство для учителей. Алматы: Эксклюзив, 2014. 35 с.
- Dlimbetova G.K., Bulatbaeva K.N., Fakhrutdinova G.Zh. Management of Ecology Of Professional Education // Ekoloji. Vol. 27 (106). Pр. 1217–1225. URL: http://ekolojidergisi.com/ download/management-of-ecologization-of-professional-education-5411.pdf (дата обращения 11.05.2019).
Комментарии
Добавить комментарий