А.К. Белолуцкая Московский Городской Педагогический Университет Россия, Москва
to hold two opposing views...at the same time
and still retain the ability to function.
F. Scott Fitzgerald
Проведенный нами анализ зарубежных англоязычных публикаций (охват: 150 статей, размещенных в международных базах научного цитирования Scopus и Web of Science; период с начала 80–х гг. XX века до 2014 года включительно; статьи не переводились на русский язык), посвященных проблематике исследований диалектического мышления и творчества, позволяет обозначить ряд значимых для планирования дальнейших исследований в этой сфере позиций. Отметим, что мы не ограничивались публикациями последних лет, так как нам важно было проследить сквозную логику - теоретические основания, из которых исходят современные ученые конструируя то или иное узкое эмпирическое исследование.
В международном контексте можно выделить, как минимум, три линии исследований, которые полагают категорию «диалектического мышления» в качестве ключевой, однако при этом существенно рознятся в понимании и определении феномена. Условно, можно обозначить эти линии, как «западная», «восточная» и «российская», однако целесообразно выделить и содержательные характеристики, существенно отличающие один подход от другого.
«Западная» линия исследований представлена работами ученых американских и западно–европейских университетов. Среди ключевых авторов можно обозначить таких, как: К.Ф. Ригель [14], Д. Крамер [10], В.С. Хофман [9], М. Бессечс [6;7], П.К. Арлин [5], Р.Е. Нисбет [14]. В работах этих авторов категория «диалектическое мышление» возникает в связи с попыткой продолжить стадиальную логику анализа когнитивного развития человека, подробно разработанную в генетической теории Жана Пиаже. Известно, что Пиаже выделял четыре крупные стадии развития интеллекта, последняя из которых,«стадия формальных операций», формируется к подростковому возрасту (12–14 лет). Она характеризуется тем, что подросток может логически мыслить на материале абстрактного содержания. Целый ряд работ исследователей, продолжающих в 80– 90–х гг. XX века заданную Пиаже логику, посвящен обсуждению т.н. пост–формальной стадии когнитивного развития. В качестве ключевого психического процесса, отличающего стадию формальных операций от пост–формальной стадии, обсуждается диалектическое мышление [5;6;7;10;11;12;15;19]. Оно рассматривается как наиболее зрелая форма, которая позволяет анализировать процессы изменения и развития; преодолевать напряжение, связанное с работой с противоречием по принципу тезис–антитезис–синтез; имеет метакогнитивный характер, то есть в каком–то смысле является «мышлением о мышлении».
Однако далее, в более поздних работах уже можно обнаружить несколько иное представление о диалектическом мышлении как об «особом познавательном стиле»[13; 16]: вводится различение между формальным познавательным стилем и диалектическим. Оба «стиля» характерны для взрослых людей и отличаются тем, насколько человек готов воспринимать мир, как противоречивый и меняющийся или как стабильный и цельный. Примерно в это же время появляются работы, где различается так называемое «западное» диалектическое мышление и восточный «первичный диалектизм» [16]. Для первого характерно интеллектуальное напряжение, связанное с работой с противоречием - вывод синтетического суждения на основе переработки тезиса и антитезиса; для второго - восприятие пары противоположностей как целостной единицы: день имеет смысл только при наличии ночи. Исследователи отмечают, что такое «непротиворечивое» отношение к противоположностям характерно для представителей азиатской культуры, в первую очередь в связи с религиозными и философскими течениями (буддизм, конфуцианство, даосизм), под влиянием которых столетиями складывалось Мировоззрение людей.
Положения, связанные с соотношением культурного фактора и диалектичности мышления, подробно изложены в работе К. Пенга и Р. Нисбета «Культура, диалектика и доказательство. О противоречии» [16], опубликованной в журнале «Американский психолог» в 1999 году. Работа вызвала большой резонанс, в первую очередь среди китайских исследователей [9;17], которые опубликовали ряд статей, где подчеркивают, что, несмотря на то, что феномен «первичного диалектизма» может быть исследован и в самом деле есть культурные предпосылки для выделения его в качестве отдельного феномена, неправомерно говорить и тем более противопоставлять «западное» и «восточное» диалектическое мышление: взрослые люди вне зависимости от культурных особенностей могут работать по схеме «тезис–антитезис–синтез», при условии, перехода от стадии формальных операций к постформальной стадии.
Естественным следствием того, что в работах конца XX века наметились упомянутые выше различения (диалектический, формальный, а иногда ирелятивистский познавательные стили; диалектическое мышление и «первичный диалектизм»), стало появление особых диагностических процедур, направленных на выявление преобладающего познавательного стиля. В частности разработана и используется по настоящее время шкала диалектического самооценивания (32–item Dialectical Self Scale) [16],а также интервью с открытыми вопросами, ответы на которые анализируются по 24 «схемам» диалектического мышления, предложенным М. Бессечсом [6]. Появление методик диагностики диалектического мышления обусловило возможность реализации огромного количества корреляционных исследований, направленных на изучение взаимосвязей особенностей познавательного стиля и других переменных, среди которых особое место занимают работы о соотнесении диалектического познавательного стиля и креативности.
Следует отметить, что параллельно с означенными выше дискуссиями про диалектическое мышление, исследования креативностипереживали методологический кризис [18]. К концу XX века стало окончательно понятно, что подход, предложенный Гилфордом и операционализированный Торренсом, имеет ряд существенных рисков и ограничений, однако качественного прорыва, прежде всего теоретического, к началу XXI века так и не произошло.
Вместе с тем, многими западными исследователями признается, что «диалектичность» мышления вполне может быть рассмотрена как фактор, обуславливающий высокую способность к интеллектуальному творчеству, и более того, в работах последнего времени диалектическое мышление обсуждается как понятие, которое может прийти на смену креативности. В частности П. Арлин подчеркивает, что: «Новые методы диагностики постформального и диалектического мышления внесли большой вклад в исследования продвинутых форм взрослого мышления. Не существует параллельного развития других форм оценивания зрелого творческого мышления. Даже самые последние эмпирические исследования креативности, к сожалению, в большой степени основаны на предложенной Гилфордом в 1967 году «структуре интеллекта» и заданиях Торренса на дивергентное мышление. Что действительно необходимо для того, чтобы продвинуть эти исследования вперед, это хорошо разрабо‑ танные методики, с помощью которых можно оценивать творчество на постформальной стадии познавательного развития» [5]
Говоря о российской линии исследований диалектического мышления [1–4; 20–22], которая, помимо общефилософских оснований и лишь отчасти теории Жана Пиаже, опирается на культурно–историческую теорию Л.С. Выготского, теорию деятельности и теорию развивающего обучения В.В. Давыдова, следует подчеркнуть ряд особенностей, которые принципиально отличают ее от работ, описанных выше:
- развитие диалектического мышления описывается как самостоятельная линия когнитивного развития, а не как стадия в общем генезисе;
- описан ряд экспериментов, которые обнаруживают диалектическое мышление уже в дошкольном возрасте. Более того, большинство работ в рамках структурно–диалектического подхода исследует именно мышление дошкольников и младших школьников;
- в рамках структурно–диалектического подхода диалектическое мышление приравнивается к творческому, а не рассматривается, как фактор, сопряженный с творчеством;
Диалектическое мышление иначе операционализировано (в соотнесении с западными работами) - через мыслительные действия [20]. Соответственно, разработанные диагностические процедуры носят более «задачный» характер (в сравнении с западными методиками, где упор делается скорее на общее отношение к противоречию на разном содержании).
Резюмируя отметим, что анализ, как зарубежных, так и отечественных работ, показывает актуальность и перспективность исследований диалектического мышления в контексте интеллектуального творчества, как детей, так и взрослых. Целесообразно провести анализ результатов ключевых эмпирических исследований, отраженных в зарубежных публикациях последних лет, с точки зрения теоретической рамки структурно-диалектического подхода с тем, чтобы выстраивать дальнейшие исследования с учетом всего многообразия данных.
Литература
- Белолуцкая, А.К. Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии. Филология и культура. Philology and Culture. — 2013. — №3 - С.290–298
- Чернокова, Т.Е. Диалектические структуры в метапознании. Филология и культура. Philology and Culture. — 2013. — №3. - С.322–329
- Шиян И.Б. Структурно–диалектическая психология развития и культурно–историческая теория Л.С.Выготского. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. — 2011. — №1. - C.34-43
- Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: Диалектическая структура курса как условие развития студентов. Психологическая наука и образование. — 2008. — №2. - C.6–8
- Arlin P.K. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking. Elsivier Inc. pp. 383–386 (2011).
- Basseches, M. Dialectical schemata. A framework for the empirical study of the development of dialectical thinking. Human development, 23; 400–421 (1980)
- Basseches, M. Comments on social cognition in adulthood: dialectical perspective. Educational Gerontology, 12:4, 327–334 (1986)
- David, Y. F. Ho. Dialectical thinking: neither Eastern nor Western. American Psychologist, Vol 55(9): 1064–1065 (2000).
- Pai–Lu, Wen–Bin Chiu. Postformal thinking and creativity among late adolescents: a post–piagetian approach. Adolscence, vol. 43, No.170 (2008)
- Hoffman, W.C. The dialectics of giftedness: cognitive conflict and creativity. Roeper Review 17, 201–206. (1995).
- Kramer, D.A. Post formal operations? A need for further conceptualism. Human Development 26: 91–105. (1983).
- Marchand, H. Some Reflections On PostFormal Thought. The Genetic Epistemologist. Vol. 29, 3: 2–9 (2000).
- Ng, Andy H., Hynie, M. Cultural differences in indecisiveness: The role of naïve dialecticism. Personality and Individual Differences. 70: 45–50 (2014).
- Peng, K, Nisbet, R. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction. American PsychologistVol. 54, No. 9, 741–754 (1999).
- Rigel, K.F. Dialectic operations: the final period of cognitive development. Human development. 16: 346–370 (1973).
- Susannah, B., Paletz, F., Peng, K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Relationship between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity. Creativity research journal. 21 (2–3): 139‑151 (2009).
- Shui–Fun F. Chan. Formal logic and dialectical thinking are incongoruent. American Psychologist, Vol 55 (9): 1064–1065 (2000).
- Sternberg, R. J. Investing in Creativity. American Psychologist, Vol. 51, No. 7, 677–688 (1996).
- Serje Larivee, Sylvie Nourmandeau Sophie Parent. The French Connection: Some contributions of French Language Research in the Post–Piagetian era. Child Development, vol 71, 4: 823–839 (2003).
- Veraksa, N.E. Structural approach to dialectic cognition / N. E. Veraksa // Psychology in Russia: State of Art. — 2010. №3. — P. 227–239.
- Veraksa, N.E. Development of cognitive capacities in preschool age/N.E.Veraksa//International Journal of Early Years Education. — 2011. — №1. — P.79–88.
- Veraksa, N.E., Belolutskaya, A. K., Vorobieva, I.I., Krasheninnikov, E.E., Rachkova, E.V., Shiyan, I.B., Shiyan, O.A. Structural dialectical approach in psychology: problematic and research results // Psychology in Russia State of the Art. — 2013. — №6. — P.65–77.
Комментарии
Добавить комментарий