Диагностика клипового мышления: проблемы и перспективы

Алексеева Е.В., доцент кафедры психологии развития и образования, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия
Захарова М.Д., студентка Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В настоящее время отмечается большой интерес к пониманию и изучению феномена «клипового» мышления. Клиповое мышление можно рассматривать как процесс отражения действительности, характеризующийся алогичностью, фрагментарностью, мозаичностью, высокой скоростью переключения, отсутствием целостной картины восприятия мира. Отмечается, что человек с преобладающим клиповым мышлением неспособен к длительному произвольному вниманию, у него снижены способности к определенным мыслительным функциям и операциям: критическому восприятию информации, рассуждению, формированию выводов, умозаключению на основе объединения каких-либо фактов. Кроме того, как правило, быстрота восприятия образной информации негативно сказывается на ее детализации, что обедняет глубину понимания. Существуют и положительные стороны нового типа мышления. Это, прежде всего, способность к многозадачности, простота сортировки и обобщения информации. Одна из гипотез о причинах появления данного психологического феномена заключается в том, что клиповое мышление, может выступать в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок. Главной проблемой исследований «клипового» мышления являются трудности диагностики. Экспериментальные методы достаточно трудоемки, а надежных тестовых методик до сих пор не существует. Одним из средств предварительного исследования можно считать метод экспертной оценки, который основывается на наблюдении за субъектами познания и опирается на ряд вопросов, характеризующих элементы «клиповости». На основе критериев проявления клипового мышления нами были разработаны методики экспертной оценки и самооценки, которые будут полезны при изучении феномена клипового мышления, как среди подростков, так и среди субъектов других возрастов. В проведенном затем исследовании были изучены и описаны некоторые когнитивные характеристики современных подростков (быстрота мышления, рефлексивность, когнитивный стиль), в том числе, в связи с вероятной клиповостью мышления. Полученные результаты можно рассматривать как первый этап более глубокого исследования клипового мышления, так как в научном мире до сих пор не достигнуто согласие по поводу того, что такое клиповое мышление и существует ли оно, как отдельный феномен, либо это совокупность определенных признаков.

Ключевые слова: клиповое мышление, когнитивные особенности, экспертная оценка, подростковый возраст.

Интенсивное развитие цифровых технологий, активное внедрениеих в образовательный процесс, возможность (и необходимость) пользоваться информационными образовательными ресурсамипривело к изменениям не только средств обучения и коммуникации, но и мыслительной деятельности человека. У современного человека, которому приходится обрабаты вать большее количество информации за меньший промежуток времени, возникла необходимость трансформации когнитивной деятельности, причем, на достаточно ранних стадиях онтогенеза, что привело к возникновению специфических способов восприятия и переработки информации, получивших название «клипового сознания» или «клипового мышления».

Понятие «клиповости» впервые было введено футурологом Э. Тоффлером. Он рассматривал этот феномен как принципиально новое явление познавательной сферы, которое является одной из составляющих общей культуры восприятия и переработки воздействующей на человека информации [9].Ф.И. Гиренок предполагает, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным.…мы в себе воспитали Понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое» [2, с.123].

По мнению Л.Б. Аксенова[1], процесс разделения мышления на «клипы» или «клочки» начался с появлением первых газет, содержащих в себе лишь набор коротких, между собой не связанных текстов, продолжился наложением на смысловую клиповость элементов кинематографической визуализации. А распространение телевидения, интернета и компьютерных технологий, все шире применяющих клиповые приемы подачи информации и построения сюжетных линий, способствовали значительному изменению человеческого сознания. Происходит переориентация потребителей на восприятие образов, звуковых и зрительных, что приводит к снижению осмысленности и рефлексивного характера восприятия. Наблюдение становится приоритетным в сравнении с рассуждением. При этом особенность восприятия у многих людей такова, что в любой момент человек может выйти из воспринимаемого информационного поля, не ощущая при этом какой-либо неоконченности. Становится интересным, не сказывается ли это на изменении некоторых психологических механизмов и закономерностей, например, «эффекта незаконченного действия», выявленного Б.В.Зейгарник. Отметим характерные негативные и позитивные стороны клипового мышления:

Плюсы Минусы
  • адаптация к повышенной информационной нагрузке;
  • развитие навыков многозадачности, легкость выполнения параллельных дел и действий;
  • подстраивание сознания под редко повторяющиеся ситуации
  • высокая скорость восприятия информации, которая поступает по разным каналам, и переключения с одной темы на другую;
  • простота обобщения, сортировки информации;
  • защита от информационных перегрузок;
  • отсутствие целостной картины мира, мозаичность, алогичность восприятия;
  • снижение критичности мышления;
  • поверхностный анализ информации;
  • трудности понимания и сложность логических построений;
  • снижение способности к рассуждению, формулированию выводов, умозаключениям;
  • потеря концентрации внимания, снижение произвольности;
  • ухудшение долговременной памяти.

Причины изменения мышления современных подростков, на которые ссылается М.В. Телегин [8], связаныс противоречивостью и бессистемностью поступающей информации. Подача информации в СМИ носит фрагментарный характер. Например, музыкальные каналы с клипами; глянцевые журналы, где картинки вытесняют текст; новостные блоки, с минимумом аналитики и т.д. Уходят в прошлое традиционные формы обучения – повторение, упражнение, закрепление, контроль, анализ, работы над ошибками. Современные образовательные программы формируют фрагментарное и бессистемное представление о реальности. Снижается авторитет взрослых, их интересы и способы действий кажутся молодежи устаревшими. Все это подкрепляется несогласованностью поступающей информации из разных источников: школьных программ, телевизионных передач, книг, журналов, из интернет-ресурсов и т.д. Указанные факторы действуют на людей всех возрастов, но их наибольшее влияние наблюдается в детском и подростковом возрасте, так как именно на ранних этапах онтогенеза нарушение темпа мышления встречается значительно чаще.

При попытках выявления структуры клипового мышления исследователи феномена делают акцент на различных содержательных элементах: когнитивный стиль [5; 7], трудности длительной концентрации и снижение аналитических способностей [10], быстрота переключения с одного смыслового фрагмента на другой [11], образность и эмоциональность [12], параллельность обработки нескольких информационных сюжетов и др.

Подавляющее число авторов предлагает описательные характеристики клиповости мышления, предпочитая, в основном, качественный анализ и не ссылаясь на методы диагностики. Исключение составляют попытки использования экспериментальных методов, например, моделирование ситуации учебной деятельности в студенческой выборке [6], восприятие инструкций и описание картинок школьниками [3], формирование впечатления при разных способах (клиповых или символических) подачи информации [4]. Констатирующий и формирующий эксперимент, являвшиеся одним из главных исследовательских инструментов в 50-60х годах ХХ века, кажутся достаточно перспективными в исследовании интересующего нас феномена. Однако, они трудоемки, занимают много времени, т.к. предполагают индивидуальную работу с испытуемыми, и в настоящее время имеют довольно ограниченный и не всегда обоснованный стимульный материал. Представляется, что главной трудностью диагностики клипового мышления является проблема соотнесения теоретически выделенных признаков и диагностических средств. Проанализировав статьи, посвященные клиповому мышлению, мы определили критерии, которые легли в основу экспертной оценки (на основе наблюдения) и самооценки (на основе самонаблюдения) клиповости мышления: эмоциональная привлекательность информации, предпочтение визуальной информации, быстрота оценки информации, поверхностность – глубина анализа, ориентация на готовую информацию, многозадачность. Каждый из оценочных листов содержит как минимум пять пунктов.

Здесь представлены примеры некоторых вопросов каждой из анкет.

  1. Инструкция для экспертов (учителей): отметьте, какой из двух вариантов лучше характеризует ученика или ученицу.
    Демонстрирует
      a. осведомленность о различных явлениях;
      b. Понимание сути (осмысленность) явления.
    При подготовке сообщения с привлечением дополнительного материала
      a. делает «информационный коллаж» из найденных текстов;
      b. высказывает собственную точку зрения с опорой на найденную информацию.
  2. Инструкция для учащихся: отметьте, какой из двух вариантов лучше характеризует Вас.
    Для подготовки к занятию вам необходимо изучить некую статью.
    При условии, что на оба варианта потратится одинаковое количество времени, вы выберете:
      a. прочитать готовый анализ статьи с выделенными основными тезисами, при этом надежность источника вам неизвестна;
      b. прочитать и изучить статью самостоятельно.
    Во время выполнения определенного задания вы:
      a. концентрируетесь только на задании, больше ни на что не отвлекаясь;
      b. можете делать несколько дел одновременно (слушать музыку, отвечать на сообщения и пр.).

В проведенном нами исследовании приняли участие педагоги гуманитарных дисциплин и учащиеся 10-х классов Санкт-Петербурга в возрасте 15-17 лет. В сфере образования особенно заметно проявляются негативные характеристики клиповых форм когнитивной стратегий. Некоторые авторы считают, что под влиянием клипового сознания у школьников снижается познавательный интерес и интерес к обучению. У них затруднено формирование смысловых связей, снижена самокритичность, появляется поверхностность в оценке происходящих событий [7; 12]. Данный возраст был выбран для исследования, так как старшеклассники имеют более высокий уровень способности к рефлексии, по сравнению с подростками средней школы, а это обеспечивает надежность результатов самооценки. Также в старшей школе учащиеся имеют больше возможностей для выступления на занятиях, для выражения своего мнения и для подготовки разнообразных заданий, что облегчает процесс оценивания для экспертовучителей.

Общая оценка уровня клипового мышления складывалась из суммы баллов усредненной экспертной оценки и баллов самооценки, и максимально достигала 10 баллов. выборка распределилась на 3 примерно равные группы: первая группа – подростки с выраженными признаками клипового мышления (от 7 баллов и выше); вторая группа – группа учеников с невыраженными признаками или отсутствием таковых (4 балла и ниже); третья группа – со средними показателями. В выделенных по результатам первой и второй группах было проведено исследование быстроты, дифференциальности/интегральности мыслительных процессов, рефлексивности, образности/понятийности мышления.

Были выявлены некоторые общие тенденции, которые позволяют судить о специфике мышления современных подростков в целом:

  • быстрая переключаемость нервных процессов: от торможения к возбуждению переход происходит без особых проблем;
  • эмоциональная насыщенность когнитивных процессов и разобщенность «образа мира»;
  • способность к анализу содержания собственной познавательной деятельности, анализу происходящего в актуальной ситуации, предстоящей деятельности и содержания прошлого поведения;
  • привязанность к действительности, необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти;
  • снижение частоты использования абстрактных понятий и операций;
  • нестандартные подходы к решению вопросов и поиску новых вариантов решений для известных типов задач.

Также были выявлены и специфические для каждой из групп особенности мыслительной деятельности:

  • подросткам с выраженными проявлениями клипового мышления свойственно оперировать наглядными образами, для них характерна способность к быстрому переключению нервных процессов и высокая скорость решения задач, что, скорее всего,связано сфрагментарностью обработки информации;
  • подростки с низкой выраженностью признаков клипового мышления при анализе информации предпочитают обобщать материал с помощью словесно-логического мышления, они способны увидеть общую картину и умеют пользоваться отвлеченными понятиями, а для целостной направленности обработки информации им не хватает подвижности нервных процессов и требуется больше времени на реализацию идей и принятие решений;
  • меньшее количество признаков клиповости или их отсутствие в мышлении подростка означает меньше конкретизации и детализации признаков и в когнитивном стиле подростка, но такие утверждения не всегда справедливы.

Полученные результаты можно рассматривать как первый этап более глубокого изучения проявлений клипового мышления, так как некоторые полученные нами данные, например, касающиеся когнитивных стилей, носят противоречивый характер. Проведенное исследование выявило необходимость операционализации компонентов клиповости и соотнесения их с имеющимся психодиагностическим инструментарием. Перспективным представляется также создание базы стимульных материалов – сопоставимых по объему и качеству информации в визуальном и текстовом предъявлении. Хотя в научном мире до сих пор не достигнуто согласие по поводу того, существует ли клиповое мышление как отдельный феномен либо это совокупность определенных признаков, можно с уверенностью сказать, что мышление современного (в особенности, молодого) человека стало иным.

Литература:

  1. Аксенов Л.Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №10. С. 320-323.
  2. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М: Лабиринт, 1995.
  3. Грановская Р.М. Люди с клиповым мышлением элитой не станут [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html.(дата обращения: 18.09.2018).
  4. Исаева, А.Н., Малахова, С.А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С. 177– 191.
  5. Микляева, А.В., Безгодова С.А. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 223-227.
  6. Микляева А.В., Безгодова С.А. Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Том 17. С. 59-67.
  7. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 5 (24).
  8. Телегин М.В. О сознании и экологических представлениях современных подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/24699.php (дата обращения: 20.02.2018).
  9. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.
  10. Фельдман А.Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ruskolan.com/tolpa/klip.htm (дата обращения 18.02.2018).
  11. Фрумкин, К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры //INETERNUM. 2010. № 1. Т.1. С. 26–36.
  12. Чиркова Т.И. Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 6. С. 45-61.

Alekseeva E.V., Zakharova M.D. Diagnostic clip's thinking: problems and prospects

Abstract. Currently, there is a great interest in understanding and studying the phenomenon of "clip" thinking. Clip thinking is a process of reflection of the reality that characterized by illogicality, fragmentation, mosaicism, high switching speed, lack of an integrated picture of the Word. It is noted that a person with a predominant clip thinking is not capable of long-term arbitrary attention, he has reduced the ability to certain mental functions and operations: critical perception of information, reasoning, formation of conclusions, reasoning based on the Association of any facts. In addition, high speed of perception can negatively affect the details, which decreases the depth of understanding. There are also positive aspects of a new type of thinking. First of all, it is the ability to multitask, easy to sort and summarize information. One of the hypotheses about the causes of this psychological phenomenon is that clip thinking can act as a protective mechanism against information and psychological overload. The main problem of the "clip mentality" is the difficulty of diagnostics. Experimental methods are quite time-consuming, and reliable test methods still do not exist. One of the methods of preliminary research is the method of peer review, which is based on observation of cognition‘s subjects and is based on a number of issues that characterize the elements of "clip art". On the basis of criteria of manifestation of clip thinking we have developed methods of peer review and self-assessment, which will be useful in the study of the phenomenon of clip thinking, both among teenagers and among subjects of other ages. The study then studied and described some of the cognitive characteristics of modern teenagers (speed of thinking, reflexivity, cognitive style), including in connection with the likely clip-thinking. The results obtained can be considered as the first stage of a deeper study of clip thinking, as in the scientific world there is still no agreement on what clip thinking is and whether it exists as a separate phenomenon or a set of certain features.

Keywords: clip thinking, cognitive features, peer review, adolescence.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Алексеева Е.В., Захарова М.Д. Диагностика клипового мышления: проблемы и перспективы // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – Ч. 2. – 283 с. – С. 186-192. – 0,45 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки