Кильдишова А.С., магистр педагогических наук, магистрант Московского института психоанализа, г. Алматы, Казахстан
Ключевые слова: личностный рост, самоактуализация, полноценно функционирующий, арт-терапия, самовыражение, творческий акт, смысл жизни, реализация ценностей
ART-THERAPY AND PERSONAL GROWTH
Kildishova A.C.
Keywords: personal growth, self-actualization, fully-functioning person, art-therapy, self-expression, creative act, search for meaning, realization of values
Тема личностного роста активно поднимается в психологической науке, начиная с работ К.Роджерса и А. Маслоу, которые, введя этот термин, понимали под ним самоактуализацию или раскрытие потенциала личности, отмечая, что стремление к росту заложено в каждом человеке. В научной литературе личностный рост рассматривается также как общечеловеческая ценность и часть субкультуры «человеческой потенциальности» (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.), как способность к решению экзистенциальных проблем (Бьюдженталь Д., Франкл В., Ялом И., ), смысложизненная ориентация (Рубинштейн С.Л, Слободчиков В.И., Франкл В. Карпова Н.Л.), показатель качества жизни, психологического благополучия и здоровья (Ананьев В.А., Васильева О.С., Рифф К.) и др. К.Роджерс вводит понятие «полноценно функционирующий», обозначая им людей, которые используют все свои способности и таланты и движутся к полному познанию себя и своих переживаний. И именно это – критерий личностного роста[5].
Полноценное функционирование подразумевает:
- открытость переживанию;
- экзистенциальный образ жизни;
- организмическое доверие (умение полагаться на свои ощущения, интуицию);
-эмпирическая свобода (чувство личной власти над своей жизнью, способность делать выбор и руководить собой);
- креативность и творческий образ жизни.
Виктор Франкл рассматривает развитие человека через его врожденное стремление к поиску и реализации смысла жизни, считая, что осмысленность жизни достигается путем реализации трех видов ценностей [7]:
- ценность созидания или творчества;
- ценность переживания;
- ценность отношения.
С точки зрения В. Франкла, личностный рост заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личности в данный момент. Смыслы не рождаются личностью, их нужно находить. По мере осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире, он осуществляет сам себя. Какова роль арт-терапии в личностном развитии человека?
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Через символы и метафоры арт- терапия позволяет безопасно проработать негативные эмоции, чувства и опыт, осознать подавленные страхи и тревоги, развить самодисциплину, сконцентрировать и переключить внимание и, конечно же, пробудить творческие способности.
В.Н. Никитин писал, что творческая деятельность отражает потребность человека в саморазвитии, самореализации [3].
Л.Д. Лебедева отмечала, что «и ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности» [1, с.9].
Согласно немецкому философу Хельмуту Плеснеру, стремление человека к самовыражению обусловлено его движением в направлении постоянного самостановления, самоопределения; «как эксцентрически организованное существо он должен еще только сделать себя таким, каков он уже есть» [4, c.268]. В акте творчества индивидуум не только реализует свой способ существования, не только расширяет свою субъективность, но и познает себя.
Иначе говоря, в пространстве искусства личность:
- заново творит себя;
- выражает то, что не позволяет себе выразить в условиях обыденности;
- открывает в себе новые возможности и творческие способности;
- переживает особое чувство трансцендентальности и красоты;
- расширяет границы восприятия и сознания, изменяя свое отношение к действительности и к себе.
«Творить – значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа», – отмечал Анри Матисс [2]. К. Рудестам отмечал, что побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Искусство приносит радость [6, c.384].
Рассмотренные утверждения подчеркивают важную роль арт-терапии в личностном развитии человека, которая реализуется как через сам процесс, акт творчества, так и через опыт взаимодействия с продуктом своего творчества, тем самым раскрывая новые грани человеческого «Я».
Говоря об арт-терапии и личностном развитии человека, опираясь на ее основные функции и принципы, можно также увидеть, что она включает в себя многие характеристики, функции и принципы как личностно-ориентированного подхода К. Роджерса, так и понимание личностного роста через поиск и реализацию смыслов Виктора Франкла.
Обращаясь к критериям полноценного функционирования человека, арт- терапия как нельзя лучше позволяет безопасно погрузиться в переживания внутреннего себя, своих ощущений, погрузиться в момент «здесь и сейчас», помогает при принятии решений, развивает креативность и творческий образ жизни.
Работа методами арт-терапии имеет большой потенциал в развитии ценностей созидания и переживания – через творческий продукт, его создание и осмысление, через проживание эмоций в процессе творческого акта, через соприкосновение с произведениями искусства и окружающей средой. А ориентация на инсайт в арт-терапии позволяет выстроить ценность отношения через переосмысление своего опыта в процессе терапии. Так арт-терапия создает площадку для поиска смыслов и их присвоения.
Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с личностным ростом, который подразумевается и через ее основную цель - гармонизация психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Для этого арт- терапия предлагает множество техник и упражнений, которые способны раскрыть или погрузить в ту или иную грань внутреннего мира человека и выйти оттуда с багажом новых переживаний, открытий, смыслов и решений о себе самом и окружающем мире.
Литература
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.
- Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.
- Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие - «КогитоЦентр», 2014
- Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.
- Рудестам,Кьелл. Групповая психотерапия: Научное издание / К. Рудестам; Пер. с англ. А. Голубева. - СПб. : Питер Ком,1999. 376 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 2004. 256 c.
Комментарии
Добавить комментарий