Фельдман И.Л. заведующая кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия
Аннотация. В статье дается обоснование понятий «личностное самопознание» и «профессиональное самопознание». Автором отмечается, что изучение самопознания идет в двух направлениях — изучение результативного и процессуального аспектов самопознания. В статье в теоретическом плане раскрываются общие и специфические закономерности и особенности самопознания. С помощью адаптированной нами для студентов- психологов методики диагностики профессионального самопознания Н.Г. Рукавишниковой было проведено исследование на выборке студентов-бакалавров направления «Психология» со 2-го по 4-ый курсы. Фельдман И.Л. проанализировано осознание студентами цели психологической деятельности, осознание мотивов выбора психологической профессии, осознание социальной значимости психологической профессии, осознание динамики мотивов психологической деятельности, профессиональный эталон, удовлетворенность успехами в овладении психологической профессией, а также стремление к профессиональному самопознанию и саморазвитию. При анализе результатов эмпирического исследования выявлено, что существуют динамика в развитии личностного и профессионального самопознании у студентов-психологов со 2 по 4 курс. Показано, что во время учебы происходит познание и раскрытие своих внутренних ресурсов и своего образа «Я» у студентов-будущих психологов. стремление к профессиональному самопознанию и саморазвитию увеличивается с 1 по 4 курс, так как проводится самоанализ личности и деятельности с психологической точки зрения, студент стремится приобретать новые знания и развивать в себе умения и качества личности, недостающие для работы психолога. Показано, что ответственное отношение к прохождению психологической практики, рассмотрение ее в качестве обязательного условия подготовки к будущей профессии является одним из важных условий самопознания студента- психолога.
Ключевые слова: личностное самопознание, профессиональное самопознание, студенты- психологи, цели, мотивы, значимость профессии психолога, профессиональный эталон.
Проблема познания себя наиболее актуальна в студенческом возрасте, когда происходит профессиональное развитие. Для студента-психолога самопознание выступает основой познания себя как субъекта деятельности и общения, построением и коррекцией образа Я психолога.
«Личностное самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире» [4, с. 23].
«Изучение самопознания идет в двух направлениях — изучение результативного и процессуального аспектов самопознания. Результативный подход связан с анализом итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в построении представления о себе (образ «Я», Я-концепция). Большинство ученых этого направления пытаются искать различные виды образов Я, классифицировать их, либо направляют свои усилия на поиск «измерений» (содержательных параметров) этого образа» [4, с. 23].
Процессуальный аспект самопознания предполагает изучение источников, механизмов, приемов и уровней развития самопознания. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнении, углублении, расширении и т.д. Этот аспект проблемы самопознания на сегодняшний день изучен меньше.
В психологической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость изучения, наряду с общими принципами и закономерностями развития самопознания личности, развитие профессионального самопознания, то есть осознания себя личностью в профессиональной деятельности.
В своем исследовании мы берем за основу определение Н.Г. Рукавишниковой: «Профессиональное самопознание – процесс постепенного осознания человеком особенностей собственной личности как субъекта профессиональной деятельности, результатом которого является формирование профессиональных аспектов «образа Я»» [3, с. 6].
Без самопознания невозможно развитие личности, а начало становления человека как профессионала происходит именно в студенческие годы. К серьезным проблемам в профессиональной деятельности может привести, если трудности, которые могут возникнуть в этом процессе не будут вовремя выявлены и решены. Все это определяет актуальность данной темы.
«В качестве основных функций личностного самопознания субъекта нами выделены и рассматриваются: адаптационная, аналитическая, эмоционально-оценочная, мотивирующая, регулирующая, интегрирующая. Функции личностного самопознания многообразны и взаимосвязаны, их система определяет особенности самопознания субъекта» [5, с. 54-58].
Самопознание имеет свои закономерности развития и структуру. Основными составляющими личностного и профессионального самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, рефлексия, самооценка, самопрогнозирование, самокритика. [5].
- целенаправленность самопознания как осознанного процесса;
- разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути;
- принципиальная незавершенность самопознания.
Результатами самопознания по мнению В.Г. Маралова являются «система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я – концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции» [2, с. 10].
Выборкой для проведения исследования явились 67 студентовбакалавров направления «Психология» ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» со 2-го по 4-ый курсы в возрасте от 18 до 21 года женского и мужского пола.
Эмпирическое исследование было проведено по адаптированной нами для психологов методике диагностики профессионального самопознания Н.Г. Рукавишниковой [6, с. 164-166].
В результате мы получили, что лучше всего цель психологической деятельности осознают студенты 4-го курса (78% положительных ответов). Она для них состоит в том, чтобы стремиться к профессионализму, достижению мастерства; содействовать проявлению индивидуальности клиента, достижению им инсайта и развитию его личности; оказать первичную помощь клиенту, а дальнейшие консультации назначать только в случае надобности, А осознание цели психологической деятельности студентами 2го и 3-го курсов находится на одинаковом и чуть менее значимом уровне выраженности (67% положительных ответов).
осознание мотивов выбора психологической профессии к 4-му курсу немного снижается (69% положительных ответов), а любовь к психологии, мнение о том, что из них получится хороший психолог, и мечта с детства стать психологом, представлено на одинаковом уровне у студентов 2го и 3-го курсов (72% положительных ответов) осознание мотивационного потенциала профессии, который заключается в том, чтобы расширять круг знаний, чувствовать собственную необходимость людям в плане оказания им психологической помощи, а также удовлетворении высших человеческих потребностей – в росте, развитии и совершенствовании собственной личности является равнозначным для студентов 2-го и 3-го курсов (71% положительных ответов), а у студентов 4-го курса оно чуть менее значимо (67% положительных ответов).
осознание социальной значимости психологической профессии в большей мере осознается студентами 4 курса (62%), чем студентами 2 и 3 курсов (59% положительных ответов). У студентов 2 курса самый маленький процент положительных ответов наблюдается именно по данному блоку. Но все испытуемые считают, что психолог несет ответственность за диагностику, коррекцию и психологическую работу с клиентами, при этом психолог оказывает влияние на формирование личности клиента, но не несет полной ответственности за то, каким будет клиент после его консультации.
осознание динамики мотивов психологической деятельности, проявляющуюся в том, что за годы обучения в вузе отношение большинства испытуемых к профессии психолога улучшилось в связи с пониманием ими того, что они обладают достаточным уровнем психологических умений и способностей, прослеживается у большинства студентов, но у студентов 4-го курса оно менее выражено. Это объясняется кризисом середины обучения, который часто переживают студенты.
Профессиональный эталон лучше всего осознают студенты 3-го курса (82%), далее по степени – студенты 4-го курса (80%) и на третьем месте находятся студенты 2-го курса (78% положительных ответов).
Более всего удовлетворены успехами в овладении психологической профессией безусловно студенты 4-го курса, т.е. «уверены в том, что правильно сделали свой профессиональный выбор и будут получать большое удовлетворение от своего труда; не имели затруднений во время прохождения педагогической практики в организации работы и в общении с людьми; намерены после окончания вуза работать по специальности» [6, с. 164-166].
Большинство студентов 3-го и 4 курса полностью удовлетворены своим профессиональным выбором и считают, что они обладают всеми качествами, необходимыми для успешной работы психолога; после окончания вуза собираются работать по специальности и уверены в том, что будут получать большое удовлетворение от своего труда. Практически все испытуемые во время педагогической практики не испытывали затруднений в организации работы и в общении с людьми. Интересным представляется тот факт, что четверокурсники собираются работать психологами, но не планируют начинать профессиональную деятельность в школе или психологическом центре в ближайшее время. Вероятно, не в последнюю очередь, это объясняется небольшими зарплатами начинающих педагоговпсихологов в образовательных учреждениях.
Анализ собственной деятельности и личности, стремление развивать в себе знания, умения, качества личности, которых не достает им как будущим психологам, преобладание мнения, что психологическая практика поможет лучше подготовиться к будущей профессии, наиболее характерно для студентов 4-го курса. стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному саморазвитию от 2 к 4 курсу постепенно растет. На первом курсе это стремления еще развито недостаточно, так как количество дисциплин психологической направленности у них небольшое.
Таким образом. при анализе результатов эмпирического исследования выявлено, что существуют динамика в развитии личностного и профессионального самопознании у студентов-психологов со 2 по 4 курс. Показано, что во время учебы происходит познание и раскрытие своих внутренних ресурсов и своего образа «Я» у студентов-будущих психологов. стремление к профессиональному самопознанию и саморазвитию увеличивается с 1 по 4 курс, так как проводится самоанализ личности и деятельности с психологической точки зрения, студент стремится приобретать новые знания и развивать в себе умения и качества личности, недостающие для работы психолога. Показано, что ответственное отношение к прохождению психологической практики, рассмотрение ее в качестве обязательного условия подготовки к будущей профессии является одним из важных условий самопознания студента-психолога.
Литература:
- Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Монография. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. 488 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза. Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 202 с.
- Фельдман И.Л., Агапов В.С., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога. Монография.- Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. 152 с.
- Фельдман И.Л. Функции самопознания персонала в структуре социального капитала // Вестник МГАДА. 2012. № 3(15) .С. 54-58.
- Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования. Монография. Тула: изд-во ТулГУ. 2014. 191 с.
Feldman I.L. Analysis of self-knowledge of psychology students
Abstract. The article considers the definitions ―personal self-knowledge‖ and ―professional self-knowledge‖. The author specifies that there are two main avenues of research in the study of self-knowledge – those of the resulting and processual aspects. The article reveals common and specific patterns and qualities of self-knowledge in the theoretical aspect. With the help of N.G. Rukavishnikova‘s professional self-knowledge diagnostic methods adapted by us for psychology students we conducted a research on the sample group of the second-tofourth-year Bachelors of Psychology. Feldman I.L. has analyzed realization by the students of the goal of psychological activity, realization of motives of choice of the psychology profession, realization of the social importance of the psychology profession, realization of the motives‘ dynamics in psychological activity, professional paragon, complacency with the progress on the way of mastering the psychology profession, as well as aspiration for professional self-knowledge and self-development. The analysis of the results of the empirical study has shown that there is dynamics in the development of personal and professional selfknowledge among the second-to-fourth-year psychology students. It has been proved that cognition, unlocking the internal resources and discovery of the self-identity of the psychology students take place during the period of study. Aspiration for professional self-knowledge and self-development increases from the first to the fourth year as the self-analysis of personality and activity from the psychological perspective is carried out, students aspire to acquire new knowledge and develop skills and qualities of personality necessary to work as a psychologist. It has been shown that a responsible attitude to psychological practice and treating it as an obligatory condition for vocational training is one of the main prerequisites for selfknowledge of psychology students.
Key words: personal self-knowledge, professional self-knowledge, psychology students, goals, motives, importance of the psychology profession, professional paragon.
Комментарии
Добавить комментарий