Актуальные проблемы исследования модельных характеристик способностей к социономическим профессиям

Н.А. Аминов, Л.Н. Блохина, И.И. Осадчева Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

На современном этапе развития общества проблема исследования природы одаренности не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особый статус ведущей проблемы в рамках задач по управлению персоналом.

По проблеме способностей к социономическим профессиям накоплен большой экспериментальный материал, который требует осмысления в направлении дальнейшего развития теории и методологии способностей.

Согласно замечаниям Б.М. Теплова в конспекте и комментариях к книге А. Анастази «Дифференциальная психология», под способностями следует понимать количественные индивидуальные различия людей, предопределяющие степень превосходства человека над средним уровнем успешности в какой-либо области и проявляющиеся в процессе деятельности (тренировки, улучшающей выполнение тех или иных действий).

При количественном подходе к исследованию способностей мастерство рассматривается как верхний крайний отрезок их непрерывного распределения. В этом случае проблема изучения способностей может быть сведена к вопросу об определении (измерении) тех показателей, на основе которых можно предсказать максимальные достижения. Исходным при этом является определение модельных характеристик способностей.

Модельные характеристики — это идеальные характеристики состояния специалиста, в котором он может показать результаты, соответствующие высшим мировым или национальным стандартам.

Модельные характеристики (их называют еще показателями, факторами) делятся на:

  1. консервативные (не поддающиеся тренировке) и неконсервативные (изменяющиеся под влиянием обучения);
  2. компенсируемые и некомпенсируемые. Компенсируемыми называются такие показатели, низкий уровень которых может быть возмещен (компенсирован) высоким уровнем других показателей. В подавляющем большинстве случаев мы встречаемся с частично компенсируемыми показателями: небольшие отставания в развитии одного из качеств компенсируются, большие – не компенсируются.

При отборе на социономические профессии ориентируются прежде всего на консервативные и некомпенсируемые показатели; при специализированном обучении в средней и высшей школе – на неконсервативные и компенсируемые показатели.

Определение консервативных и некомпенсируемых показателей одаренности, следовательно, позволяет выделить в ее структуре терминальные компоненты специальных способностей к социономическим профессиям, а определение неконсервативных и компенсируемых показателей инструментальные компоненты специальных способностей к социономическим профессиям.

Существуют три основных пути определения модельных характеристик специальных способностей.

  1. Исследование специалистов высокого класса. Этот путь дает сведения лишь о том, что имеет место в настоящее время. Но если речь идет о подготовке будущего специалиста, то он должен отличаться такими показателями, которые не были характерны для данной выборки в прошлом.
  2. Расчет так называемых должностных показателей (стандартов качества работы специалиста).
  3. Прогнозирование модельных характеристик. Материалами для прогнозирования являются либо данные специалистов разной квалификации, либо данные сильнейших мастеров разных лет.

Помимо упомянутых выделяются также этапные модельные характеристики, под которыми понимают идеальные характеристики будущего специалиста на отдельных этапах подготовки или характеристики специалиста на отдельных этапах работы в различных областях профессиональной деятельности.

Определяются этапные модельные характеристики на основе этапного контроля прежних лет.

Поскольку ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует эмпирических исследований модельных характеристик способностей к социономическим профессиям, то это является дальнейшей задачей психологии и психофизиологии индивидуальных различий.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. Актуальные проблемы исследования модельных характеристик способностей к социономическим профессиям // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 46-47.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки