Разработан метод сочетанной арт-терапевтической профилактики развития постстрессовых расстройств
Чаусовский Григорий Александрович, с.н.с., г. Запорожье
Известно (Копытин А., 2012), что приемы художественной арт-терапии являются эффективным дополнением комплекса терапевтических мероприятий, направленных на минимизацию негативных проявлений постстрессовых эффектов.
Одним из эффективных общедоступных антистрессовых приемов художественной арт – терапии является раскраска рисунков.
Экспериментально подтверждено (Копытин А., 2002; Осипук Э., 2007; Luis Rojas Marcos., 2010; Лейдерман Н., 2012; Безручко И., 2012; Глория Мартинез Аяла., 2014; Anne Le Meur., 2015; Кара-Коця Л., 2015) что реализация приемов художественной арт – терапии в виде раскрашивания рисунков способствует формированию следующих антистрессовых эффектов:
- отвлечения от психотравмирующих переживаний;
- индукции медитативного состояния;
- нейтрализации чувств тревожности и безысходности;
- снижения активности миндалевидного тела головного мозга;
- гармонизации межполушарных взаимодействий;
- возникновения чувства уверенности в своих возможностях совладения с отрицательными эмоциями;
- разрешения внутренних конфликтов и, как следствие, изменения состояния на более ресурсное;
- снижения уровня нервного напряжения приемами активации мелкой моторики;
- гармонизации душевного состояния.
Новизной разработанной психотехнологии художественной арт – терапии является реализация технического эффекта, обеспечивающего синхронизацию движений при раскраске рисунков с генерированием мелодичных звуков, что способствует сочетанному применению психотехник художественной арт – терапии и активного музицирования.
Конструктивное оформление разработки (см. фото) реализовано в виде сменного, фиксируемого на карандаше или кисточке, миниатюрного аппликатора – высокочувствительного сенсора механических вибраций. Электрические контакты вибросенсора включены в цепь управления портативным электронным синтезатором мелодичных звуков. Такое техническое решение разработки обеспечивает синхронизацию движений руки при раскраске рисунка с формированием музыкальной мелодии. При этом каждое очередное движение карандаша или кисточки при раскрашивании рисунка сопровождается генерированием нового мелодичного звука и формированием тем самым «музыки раскраски», ритм которой соответствует частотным параметрам движения руки при реализации приемов художественной арт - терапии (раскрашивании). Тем самым обеспечивается возможность сочетанного осуществления приемов художественной и музыкальной арт – терапии.
Таким образом, предложенная разработка позволяет повысить эффективность присущих психотехнике художественной арт-терапии антистрессовых эффектов путем синхронизации её приемов с общедоступным активным музицированием.
Экспериментально подтверждено (Blood А., 2001; Кэмпбелл Д.,2006; Салимпур В., 2010; Ханзер С., 2013; Данилов А., 2014), что приемы активного музицирования способствуют формированию следующих антистрессовых эффектов:
- устранения состояния тревоги и стресса;
- улучшения сна и стабилизации эмоционального состояния.
- гармонизации межполушарных взаимодействий синхронизированными приемами активации мелкой моторики и звуковой стимуляции;
- активации орбитофронтальной области коры (части мозговой системы вознаграждения);
- утолщения коры в зонах головного мозга, ответственных за контроль эмоций;
- смещения частотных параметров биоэлектрической активности головного мозга в область альфа/тета ритмов, что способствует стабилизации психоэмоционального состояния;
- отвлечения от психотравмирующих переживаний путем сочетанной реализации образных музыкальных и художественных приемов самовыражения своих чувств;
Предложенная разработка, позволяющая самостоятельно реализовывать общедоступными приемами непосредственно в бытовых условиях сочетанное применение психотехник активного музицирования и художественной арт – терапии, расширяет возможности осуществления немедикаментозной профилактики негативного влияния стресса на интегральные показатели здоровья человека.
Комментарии
Добавить комментарий