Мой взгляд на психотерапию

Рассматривая подходы и схемы психотерапевтического процесса в разных школах невольно видишь их однообразие, к какой бы психотерапевтической школе они не принадлежали.

Вот обычные этапы процесса психотерапии, как бы, со стороны внешнего процесса:

  1. установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии;
  2. прояснение (понимание психотерапевтом и, в определенной степени, пациентом) причин и механизмов формирования симптомов, возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений;
  3. определение «психотерапевтических мишеней»;
  4. применение конкретных методов и техник, направленных на достижение изменений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) и приводящих в дальнейшем к редукции симптоматики;
  5. закрепление достигнутых результатов;
  6. окончание курса психотерапии (в частности, решение проблем, связанных с возможной зависимостью от психотерапевта).

Вот этапы психотерапевтического процесса, как бы, со стороны внутренних процессов клиента:

  1. Заблокированность внутренней коммуникации.
  2. Стадия самовыражения.
  3. Процесс самораскрытия.
  4. Развитие процесса самораскрытия.
  5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру.

И те и те этапы описывают работу с так называемой психотерапевтической мишенью. То есть с конкретной проблемой. Но достаточно ли этого?

В НЛП предлагается схема логических уровней начиная от восприятия до миссии жизни. Но понимание миссии своей жизни вещь очень трудная и граничащая с фантазией, так же, как и метафора жизни, которая красивая, но чаще всего фантазия, причем сиюминутная и отражающая какую-то одну проявляемую эмоцию. В отличии от большинства методов психотерапии НЛП говорит о том, что нужно работать не только с уровнем проблемы, но и затрагивать хотя бы один уровень выше (а лучше все вышестоящие) для закрепления результата. Но работа с метафорами жизни, миссией это все равно работа с внутренними процессами человека, его личным видением себя и мира в очень обобщенной форме, в которое можно многое включить, и так же многое исключить.

В системных расстановках по Б. Хелленгеру и его последователей мы тоже работаем с конкретным запросом, ищем терапевтическую мишень и «под мишень» делаем расстановку человеку.

И опять вопрос. Достаточно ли человеку точечной работы с заявленной проблемой?

Мы как бы забываем, что чаще всего заявленная проблема в первые минуты и даже сеансы, не есть главная волнующая проблема. Это только фасад, через который нужно пробиться, чтобы увидеть настоящую проблему. Сейчас, как мне кажется мы уходим от такого понимания, упрощая себе жизнь. Клиент заявил проблему, мы оценили ее заряженность по 10 бальной шкале, потом поработали с заявленной проблемой, оценили опять ее заряженность. И если результат сравнения в плюсе, то клиента можно отпускать.

Важно решить заявленную проблему как можно быстрей. Появится у человека новая проблема – придет опять. Такая же тенденция и в медицине с узкими специалистами, которые не задумываются об организме как о целостной системе.

Ладно врачи, но психологи и психотерапевты, обучаясь и изучая связи тела и психики, связи симптомов с семейными отношениями, связи социальных процессов с конкретными симптомами, почему они в 99,5 процентах случаев не проводят с клиентом системную (я не имею ввиду под системной работой системные расстановки) работу?

Есть запросы времени и общества, которые на мой взгляд мешают делать свою работу системно. Что я понимаю под системностью, будет изложено ниже.

И так:

  1. Скорость процессов работы и «клиповость» визуального ряда развивает у людей потребность в быстрых решениях, в том числе своих проблем, и скорости работы со своими проблемами.
  2. Считывание психологами и психотерапевтами этого запроса времени и общества. И как ответ - стремление развивать краткосрочные виды психотерапии.

На мой взгляд краткосрочность неминуемо приводит к сужению воздействия. И если предположить все-таки включенность человека одновременно в несколько систем взаимодействия, то это влияние только на одну систему. Но ведь человек одновременно живет в нескольких системах отношений.

Краткосрочная терапия, на мой взгляд, как бы надеется, что, исправив что-то в одной системе, клиент автоматически распространит это «благо» на другие системы жизни и там тоже все станет лучше. Так ли это? Разве мы не знаем, что «измененный» человек приходит домой, в семейную систему, а там он такой не нужен. А сохранить семью хочется. И человек «жертвует» изменениями для «блага» семьи.

Вопрос, когда говоришь о системности с коллегами, возникает такой: но ведь клиент сам не хочет лезть ни в какую системность, ему нужно как можно быстрее избавиться от страхов, навязчивостей и прочего…

Так и человек пришедший к окулисту хочет, чтобы ему что-то сделали с глазом, то есть исправили следствие. А изменять режим работы, режим отношений, режим еды, чтобы убрать причины…? На это дают согласие единицы на тысячу.

Вроде все правильно…

Вот только, у вроде бы видящих взаимодействие процессов (телесных, социальных, семейных) психологов и психотерапевтов, их процессом работы РУКОВОДИТ КЛИЕНТ.

И как бы не включали психотерапевты в свой психотерапевтический процесс специальные техники перехвата руководства у клиента, сам процесс работы давно уже создан в угоду клиенту.

Понятно, что ситуация такова, что психологов и психотерапевтов с каждым годом становится все больше и зарабатывать в своей профессии хочется хорошо. А хочешь хорошо зарабатывать, надо встраиваться в конъюнктуру рынка, где рынок вначале развращает клиента, а потом сам вынужден под него подстраиваться.

Когда клиент читает рекламу, явную или скрытую, что психотерапевт за один сеанс излечивает от всего, это его притягивает. А кто пойдет на рекламу, где говориться о трудной, системной и, наверное, долгой работе? Кто из клиентов готов включить в работу над собой библиотерапию, например? Ответ вы представляете.

Так кто кем должен руководить? Лошадь кучером или все-таки наоборот?

Психологов и психотерапевтов с каждым годом все больше и больше, курсы по всякому психологическому обучению, решениям проблем, растут в геометрической прогрессии ежемесячно и…. Люди в целом стали лучше жить? Нет! Проблем и обращений стало меньше? Нет! Может бизнесмены и топменеджеры, которые проходят психологические тренинги эффективнее управляют? Судя по тому, что творится в стране, где я живу, их видимо учат чему-то другому…

Еще пример. Карвасарский Б.Д. в книге «Психотерапия» пишет:

«Личностный подход в психотерапии. Это понятие отражает важнейший методологический принцип медицины и медицинской психологии, традиционно подчеркиваемый в отечественной литературе. Личностный подход — это подход к больному человеку как к целостной личности с учетом ее многогранности (выделено мной Ю.А.) и всех индивидуальных особенностей.

В целом личностный подход в психотерапии реализуется в трех основных направлениях: 1) изучение личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений в целях оптимизации психотерапевтических воздействий; 2) учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов; 3) ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения».

И где же в этих трех основных направлениях многогранность, про которую написано выше? На мой взгляд многогранность и есть включенность человека в различные системные процессы. Причем одновременно. Это и генетический процесс, и ноосферый, и социальный в масштабе мира, и в масштабе страны, нации, профессиональной группы, семьи, себя самого, своего тела. И везде конкретный человек играет какую-то роль, иногда роли друг другу противоречат. Гены требуют продолжения рода, вирусы - больше близких контактов, семья – большего присутствия, профессия – большей активности… и так далее.

И последнее. Почитайте учебники по психотерапии. Все схемы, этапы, методы у нас АСЕКСУАЛЬНЫ. Мы работаем с женщинами так же как с мужчинами. Есть специальные женские тренинги и учебы женского счастья, но, когда женщина приходит как клиент, психотерапевт включает вышеупомянутые этапы терапии. Неужели психотерапевты так быстро поверили в гендерное безразличие? А если все-таки различия есть, а их не может не быть, почему учебники психотерапии написаны применительно к какому-то среднему роду?

Подытожим.

Мне не нравится подход в психотерапии, который решает только сиюминутные запросы человека, как бы это не выглядело. Мне не нравится подход в психотерапии, связанный с работой только с терапевтическими мишениями. Мне не нравится, что мы не учитываем разные миры женщин и мужчин. Мне не нравится, что не профессионалы навязывают схемы лечения, а клиенты (и хорошо бы помнить, что проблемные). Мне не нравится, что мы, надеюсь!, просто боимся предлагать системные подходы в психотерапии, хотя они наверное есть.

И как итог критического рассуждения, который признаться люблю, предлагаю свой взгляд на системную психотерапию клиента с ЛЮБЫМИ  проблемами, с которыми он пришел к нам.

Системный взгляд на психотерапию.

Что такое в моем подходе психотерапевтическая мишень? Мишенью, на мой взгляд является не проблема человека, с которой он пришел. Мишень – это место человека в ниже обозначенных системах. При чем тут место?

Я считаю, что причина проблем человека - не свое место! Попробую объяснить.

Давайте представим, что был такой золотой век человечества. Чтобы далеко не ходить возьмем общинный образ жизни до середины 16 века. Не буду ссылаться на конкретных людей, это же не рекламная статья, но описание жизни общин мне рассказывали очень авторитетные, для меня естественно, люди. Человек только недавно стал единицей самостоятельной. Раньше, в общине, самой маленькой единицей считалась семья, род.  Сейчас разрываются связи с предками, живыми и усопшими, разрывается смысл жизни. Человек не видит себя частью системы. Ему внушается, что он всё может сам, что он может стать кем хочет, а главное каким захочет.

И чем больше человек верит в свою индивидуальность и в своё отдельное развитие, тем больше он внутренне деформируется, подстраиваясь под соответствие себя рекламному билборду в своей голове.

Уточню, что я не против того, что человек есть индивид и что он уникален. Представьте любой механизм, состоящий из нескольких уникальных деталей. Этот механизм работает потому, что все УНИКАЛЬНЫЕ детали у него на своем месте и сведены в систему, которая только будучи системой дает результат. Если одна деталь, посчитав себя самостоятельной выйдет из этого механизма, то и механизм не будет работать, и эта отдельная деталька не нужна другим механизмам и системам, потому как они отличаются от первого. Эта отдельная деталька начнет приспосабливаться и искать себе место в других механизмах и системах. В любую другую систему она впишется, в любом случае, криво, если еще впишется. Но ее могут использовать не по назначению, грубо говоря забивать ею гвозди. И кому от этого польза?

Эта деформация, эта оторванность от своего места в нескольких системах одновременно, возможно и есть причина болезни. Потому как болезнь есть реакция организма на приспособление человека к некомплиментарному ему окружающему миру. А так как мир искажен индивидуалистичностью, то человек, как существо изначально системное, болеет приспосабливаясь. Приспосабливаясь не к своему месту, не к своему роду, не к своей вере. Человек выздоравливает, когда находит своё место в родовой системе, в системе верований. Есть хорошая пословица - где родился, там и пригодился. Можно сказать и так: каким родился, таким и пригодился. 

Можно говорить о «прогрессе», о том, что так и должно быть, как сейчас есть… Но. Я не вижу никакого прогресса в отношениях. Мы стали добрее к друг к другу? Мы прониклись альтруизмом? Я этого не вижу. Да, прогрессируем в потреблении. Но к психотерапевтам приходят не с проблемой отношений к «нелюбимым» телефоном или истеричной сковородке. К нам приходят с проблемами отношений с ЛЮДЬМИ, с обществом, с его целями, с собственным телом. И когда таких клиентов больше и больше, вряд ли можно говорить о прогрессе. Скорее регресс.

И когда либерально настроенные психотерапевты, а их большинство, говорят «а что мы можем сделать, мы тоже приспосабливаемся», вот такой типа прогресс, который нас скоро всех в могилу сведет, мне это понятно. И понятно почему не человек в его системности становится целью психотерапии. Мы все так или иначе встроены в систему сверх-потребления. Но вот  стоит ли быть ускорителями ресгресса?

А как человек уходит со своего места?

Есть цепь решений, которые принимает человек как бы сам и которые отдаляют его от родителей, родственников и той веры, в которой они жили. Вот эти решения, эти шаги и есть причина и шаги болезни. От неврозов до рака.

Какие же я предлагаю этапы психотерапии:

  1. Правильные отношения с миром.
  2. Правильные отношения к делу.
  3. Правильные отношения в семье.
  4. Правильные отношения с собой.
  5. Правильные отношения с телом.

Причем для мужчин мы идем сверху вниз, а для женщин снизу-вверх.

Это не совпадает с обычными этапами психотерапевтической работы. И предъявляет очень высокие требования к квалификации психотерапевта, которому приходится работать в 5ти направлениях.

Еще вас, наверняка, удивили слова «Правильные». У нас слова «психотерапия» и «правильное» как-то не очень сочетаются. Почему? Психотерапевты, наверное особенно наши, эклектичны по сути. Наши психотерапевты и по Фрейду и по Юнгу и по Мясищеву и по Алексейчику готовы работать. И работают. А раз и то и другое по исследованиям помогает примерно в равной степени, то какая разница чем работать? А значит и нет «правильного» метода и «правильной» цели. А если задуматься о том, что результативность разных методик психотерапии примерно одинакова именно потому что фрагментарна и бьет только по мишеням (кто из пистолета, кто из пулемета, а кто и из пушки), а не по человеку в его многообразии? Вопрос открытый.

Правильные отношения это не придуманные кем-то или мной. И тем не менее для большинства людей (нашей страны точно) понятные на уровне «душевных инстинктов».

Наше старшее и среднее поколение еще помнят, что такое совесть, как по ней нужно жить, и как могут передают это знание молодым. Есть правила общежития, основанные не на потреблении, а на совести и уважении, есть семейные традиции, когда жили всю жизнь вместе и еще и добра наживали, а не разводились по два раза в год. Все это есть в наших глубинах сознания. И на мой взгляд именно это нужно у человека доставать, а не прошлые жизни искать и даже не первичную травму.

Напомню, что у мужчин мы прорабатываем этапы последовательно сверху-вниз как написано, а у женщин наоборот снизу-вверх. Почему? Разная биология, разная психология, разные задачи. Если коротко, то наверно встречали такое выражение: Мужчина – дело, женщина – тело? Как говорит один очень умный человек: Мужчина умный тем, что он делает, а женщина умна тем, что красива. Для мужчины важно то, что он делает в жизни вне семьи. Женщине важно то, что у нее внутри семьи. Или как говорят антропологи: для женщины семья – весь мир, а для мужчины весь мир - семья. Женщина направлена на адаптацию, мужчина на развитие. Наш язык еще помнит, что, создавая семью, мужчина и женщина делают разные действия. Он на ней ЖЕНИТСЯ, а она за него выходит ЗАМУЖ. И эти действия принципиально разные.

То есть для женщин последовательность такая:

  1. Правильные отношения с телом.
  2. Правильные отношения с собой.
  3. Правильные отношения в семье.
  4. Правильные отношения к делу.
  5. Правильные отношения с миром.

Давайте детально посмотрим, что можно делать на каждом шаге.

  1. Правильные отношения с миром.

Мы прорабатываем с человеком такие переживания (не понятия) как любовь, вера, свобода, воля, честь, совесть, жизнь, смерть, достоинство. Прорабатываем его отношения к каждому переживанию. Место каждого переживания. Чем оно наполнено. Есть ли они у него вообще. Как оно влияет на его жизнь, на судьбу. Как каждое переживание вплетено в жизнь. Где какое переживание потерялось и как это произошло. Как каждое переживание влияет на ту проблему, с которой клиент пришел.

Приводим эти все переживания на свои места. Если их как бы нет - находим.

Этот этап проходит в виде беседы, которая создает общее пространство для дальнейшей работы. Часто уже на этом этапе проблема, с которой человек пришел, решается за счет структурирования этих элементов в сознании и потому, что большинство проблем у мужчин связаны с тем, что они перестают связывать свои действия с этими ориентирами.

  1. Правильные отношения к делу.

На этом этапе, после полной проработки первого, мы в том же ключе обсуждаем Дело человека. Есть ли оно это Дело. Если нет, то почему? Моё ли это дело? Кому польза от этого Дела? Соотнося с проработкой первого этапа можно предположить, что если действие приносит пользу и человеку, и общине (семье и отечеству), то здоровья добавляется, если только себе, то убавляется. Ищем эти соответствия или не соответствия. Учитываем, что сейчас, когда человек делает что-то не перед семьей и общинной, а перед всем миром (транснациональность и интернет), это стало практически не реально. Человека специально и ставят в такие условия, чтобы он не смог соотнести вектор своей пользы и вектор пользы общине и семье. 

  1. Правильные отношения в семье.

На этом этапе мы прорабатываем всеми доступными способами (семейное консультирование, индивидуальное, расстановки и прочее) понимание круга ответственности в семье. Кто за что отвечает, почему так, и как это получается. Просматриваем отношения с членами семьи на 4 поколения. Рассматриваем 4 зла в отношениях и как их избежать.

Современная ловушка – понятие свободы, которое кстати никогда не расшифровывается, к чему она или от чего. Вытекающая отсюда ловушка - человек мира. Вот и старается человек жить для себя, потому как всему миру не угодишь. Но человек без корней – голь перекатная, даже если он миллионер ютьюба.В нем нет устойчивости, а значит проблем не порядок больше, чем у человека семейного. А тем более который помнит и дедов и прадедов.

  1. Правильные отношения с собой.

На этом этапе мы рассматриваем образ себя, делаем диагностику своей сути и вытекающих из этого пристрастий, поведения, направление внимания жизни. Мы определяем кем ты можешь стать и что из этого получится.

Вычищаем обиды, боли, переживания, последствия кривых и неправильных решений. Причем надо сделать так, чтобы они не очистились, а именно сгорели.

Людей ловят на ловушку свободы. Якобы ты можешь быть кем хочешь, и каким хочешь, можешь достичь чего угодно, стать лидером и прочее. Об этом 99% всех современных тренингов лидерства, мотивации, различных навыков и прочего. Но это не ущемленность, когда ты понимаешь, что ты хорошо умеешь подметать дворы, тебе это нравится и ты не хочешь быть лидером и зарабатывать миллионы. Это понимание дает внутреннюю свободу, самодостаточность и невосприимчивость к тренингам по лидерству, которые делают в 99% богатыми и еще больше уверенными в себе только самих тренеров.

  1. Правильные отношения с телом.

На этом этапе мы рассматриваем такие вопросы. Зачем мне тело, как появляется в здоровом теле здоровый дух? Что такое секс, сколько его нужно, когда, кому сколько нужно (разница мужчин и женщин), как получать больше от секса, на что он влияет и как? Что такое еда, сколько, когда и почему нужно есть? Физические нагрузки, когда и сколько?

         На этом этапе прорабатываем психосоматику любыми доступными методами, если она еще осталась – у мужчин, и начинаем с этого - у женщин (после нормализации всех выше описанных процессов 5 этапа).

Стоит сказать еще об отличии работы с женщинами и мужчинами. Выше описаны темы в основном мужской проработки. Для женщин мы начинаем с 5 этапа (тела). Напомню, что женщина умна тем, что красива.

На втором этапе у женщин работа ведется практически так же как у мужчин, но с акцентом на том, что для женщины это более важный этап, чем для мужчин.

На третьем этапе работа тоже с кругами ответственности, но естественно мы делаем упор на проработку женской ответственности. За что она отвечает и как. Отношение с детьми. воспитание детей. Роли в семье.

На 4 этапе у женщин может, или должно возникнуть, понимание, что их главное дело не вне семьи, а внутри её. Отсюда появляется женская «специфика» дела.

И на 5 этапе с женщинами мы рассматриваем не все понятия или переживания. Это: любовь, свобода, вера, как представлять детей миру. Как жить: по-людски или по-человечески?

Вот так я представляю системность в психотерапии.

Комментарии, критика, недовольства – приветствуются!

Улан-Удэ 23.11.2020
Ю.А. Алексеенко

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки