Эмоциональное развитие детей

А.С. ҚЫЗЫРБЕКҚАНОВА ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С ИМ. С. АМАНЖОЛОВА, специальность - психология г. Усть-Каменогорск

Во – первых надо узнать что такое психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Лари и Стефано определили эмоциональное насилие как нарушение интеллектуального и эмоционального благополучия ребенка, ограничивающее его социальную адаптацию. При этом они отмечают, что эмоциональные нарушения являются следствием любой формы жестокого обращения, а не только психического насилия. В данном определении основной акцент делается на последствиях психического насилия, которые не являются специфическими, что затрудняет дифференцировку этого вида насилия от других форм жестокого обращения. Таким образом, Лари и Стефано рассматривают психическую травму как универсальный механизм искажения психического развития ребенка при всех формах жестокого обращения с детьми.

Как известно, наиболее существенный вред психическое насилие причиняет эмоциональному развитию ребенка. В связи с этим для диагностики психического насилия необходимо знать основные этапы нормативного эмоционального развития ребенка. Эмоциональное развитие здорового ребенка определяется окружающими, прежде всего, родителями и воспитателями. По мнению зарубежных психологов процесс эмоционального развития начинается с первых дней жизни ребенка, благодаря заботе окружающих, демонстрации ими привязанности и любви. Последствия психического насилия в значительной мере определяются возрастом ребенка, на котором он подвергся неблагоприятному воздействию. Можно провести аналогию с патологией беременности. Чем раньше воздействует патогенный фактор, тем более грубые нарушения он вызывает. Кроме того, при воздействии неблагоприятных внешних факторов сильнее всего страдает та система, которая наиболее активно формируется на данной стадии беременности. Точно так же психическое насилие в наибольшей мере нарушает те психические функции, которые формируются в период его воздействия.

По исследованиям, Эриксона была предложена следующая периодизация развития ребенка. На первом году жизни у ребенка формируется доверие к окружающим. Важнейшее значение для формирования у ребенка доверия к окружающим имеет удовлетворение этими лицами основных потребностей ребенка (в пище, заботе и внимании, любви и комфортных условиях). При недостатке внимания, заботы и любви, даже в случае полного удовлетворения других потребностей, у ребенка не формируется доверие к окружающему миру, и он воспринимает его как враждебный и ненадежный. Необходимо учитывать, что ребенок нуждается в постоянном внимании и заботе со стороны взрослых. Если мать часто оставляет ребенка первого года жизни одного, то она не сможет компенсировать свое отсутствие избытком внимания к нему в другое время.

В период от одного года до трех лет ребенок овладевает способностью автономного, независимого от матери существования. В частности, у него появляются навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть и одеваться).

В возрасте от трех до шести лет ребенок исследует окружающий мир, усваивает границы допустимого поведения и общепринятые моральные нормы; понимает, что нарушение этих границ вызывает конфликты со сверстниками и взрослыми, причем следствием конфликтов со взрослыми нередко становится наказание; он узнает, что другие люди также обладают суверенными правами, нарушение этих прав должно вызывать у него чувство вины. Ребенок стремится проявлять инициативу, однако его действия вследствие ограниченности знаний об окружающем мире могут представлять опасность для него самого и окружающих. Чтобы ребенок благополучно преодолел этот этап развития, взрослым, прежде всего родителям, необходимо обеспечить баланс между его инициативой, безопасностью и уважением прав окружающих.

В период от шести до двенадцати лет основной деятельностью ребенка становится учеба. С началом обучения в школе ребенок активно усваивает знания, у него формируются сложные социальные навыки, а также отношение к себе как к успешной и компетентной личности. В связи с этим неуспешность в учебе или другой значимой для ребенка деятельности резко снижает его самооценку, ведет к формированию чувства неполноценности, нарушает взаимоотношение со сверстниками.

В возрасте от двенадцати до двадцати лет происходит переход от детства во взрослую жизнь. В этот период подросток усваивает соответствующую его полу модель поведения, осознает свою социальную позицию. На данном этапе развития основное влияние на подростка оказывают сверстники, а не взрослые.

Для понимания механизмов влияния психического насилия на эмоциональное развитие ребенка необходимо учитывать основные положения теории привязанности Боулби, согласно которой для нормального развития личности ребенка ему необходима привязанность к одному или нескольким взрослым, обеспечивающим безопасность ребенка и удовлетворяющим его основные потребности. Значимость такой привязанности связана с потребностью ребенка в постоянном общении с отзывчивым и внимательным взрослым. Устойчивая привязанность ребенка к взрослым формируется приблизительно к 7-8 месяцам. В число таких взрослых, как правило, входит мать, однако привязанность может формироваться и к другим лицам, если они постоянно общаются с ребенком и ухаживают за ним. К концу первого этапа развития психики по Эриксону, у ребенка возникает доверие к взрослому, который осуществляет уход за ним и удовлетворяет его основные потребности.

Способы общения ребенка первого года жизни с окружающими ограничены. Здоровый ребенок плачет в тех случаях, когда не удовлетворены значимые для него потребности, например, когда он голоден. Поэтому плач ребенка при отсутствии кого-либо из членов семьи свидетельствует о привязанности ребенка к этому лицу, контакт с которым дает ему чувство безопасности. Если же ребенок не реагирует на уход или появление родителей либо одного из них, это свидетельствует о несформированности привязанности к ним. Способность родителя обеспечить потребность ребенка в безопасной привязанности во многом определяется его жизненным опытом, наличием эмоционально близких, доверительных отношений с собственными родителями.

Ребенок раннего возраста, растущий в атмосфере любви и заботы, у которого сформирована безопасная привязанность к одному или нескольким взрослым, открыт внешнему миру и общению с окружающими. Однако в присутствии незнакомого человека он может проявлять беспокойство: начинает плакать, капризничать, цепляться за мать. Мать или другой значимый взрослый, к которому привязан ребенок, в состоянии быстро успокоить его. Дети, растущие в условиях эмоционального отвержения или психического насилия, проявляют в подобной ситуации значительно более выраженную тревогу. Это связано с тем, что родители таких детей обращают на них внимание только в случае громкого и продолжительного плача. Таким образом, ребенок вынужден демонстрировать бурную эмоциональную реакцию, чтобы родители обратили на него внимание, и он почувствовал себя в безопасности. Возможно и другое поведение, когда ребенок при виде незнакомых людей старается спрятаться, держаться от них на безопасном расстоянии. Такое поведение в зарубежной литературе называют «застывшей бдительностью» или «сверхбдительностью».

Список литературы

  1. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. С. 40.
  2. Боулби Д. Привязанность // Пер. с англ. М., 2003.
  3. Эриксон Э. Детство и общество // Пер. с англ. СПб., 1996.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки