Анима

Анима

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Анима, анимус (от лат. anima — душа и animus — дух) - понятия аналитической психологии К.Г. Юнга, посредством которых он обозначал наследуемые бессознательные, архетипические (см. Архетип) многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (анима) и мужской архетип в психике женщины (анимус).

По К.Г. Юнгу, как индивидуальные образы, А. действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской или мужской природы и обладают личностным характером. Анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически-эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный «образ женщины», а анимус являет собой неопределенно-многоформенное образование «рассудительного» типа и выражает бессознательный «образ мужчины».

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Анима (лат. anima – душа)

  1. исходное значение – душа;
  2. в ранних работах К.Юнга – внутренняя сущность личности, тот её аспект, который тесно связан с бессознательным;
  3. в поздних работах К.Юнга – женский архетип (см.), который противопоставлялся мужскому архетипу – анимусу.

Доказывая, что все люди обязательно бисексуальны, К.Юнг считал, что оба архетипа в равной степени представлены у обоих полов.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Анима

  1. Исходное значение – душа.
  2. В ранних трудах К.Г. Юнга: внутренняя сущность личности, тот аспект души, который тесно связан с бессознательным личности. Ср. его с использованием термина персона.
  3. В более поздних работах К.Г. Юнга: женский архетип, который противопоставлялся мужскому архетипу – анимусу.

Доказывая, что все люди обязательно бисексуальны, Юнг считал, что оба компонента представлены у обоих полов.

предметная область термина

АНИМА и АНИМУС - это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. Эта психическая двуполость основана на том биологическом факте, что решающую роль при определении мужского ( женского ) пола играет количественное преобладание мужских ( женских ) генов.

Количественно меньшая доля генов противоположного пола формирует характерные черты противоположного пола, которые вследствие своей слабости обычно остаются неосознаваемыми. К. Г. Юнг писал:"Издревле каждый мужчина носит в себе образ женщины, образ не данной определенной женщины, а какой-то определенной женщины. Этот образ по своей сути является наследственным материалом, берущим свое начало в древних эпохах и укоренившимся в живой системе, "типом" ( "архетипом" ) всего опыта, накопленного по женской линии предков, воплощение всех женских впечатлений, унаследованной психологической системой приспособления...

То же самое можно сказать и о женщине: и ей присущ врожденный образ мужчины. Опыт показывает, что в данном случае правильнее было бы говорить об образе мужчин, в то время как у межчины речь идет об образе женщины. Поскольку этот образ неосознаваем, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека и является одной из основных причин болезненной привязанности или ее противоположности." ( Из работы "Психологические взаимоотношения в браке" ) "Естественная функция Анимуса (как и Анимы) заключается в установлении взаимосвязей между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. В этом смысле Персона (см. ниже) представляет собой сферу между Я-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать как мосты или ворота, ведущие к образам коллективного бессознательного, тогда как Персона представляет собой своего рода мост во внешний мир." ( Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом в январе 1925 г.) Все архетипные манифестации, в том числе Анимус и Анима, имеют свои негативный и позитивный, примитивный и дифференцированный аспекты. К. Г. Юнг пишет:"В своей первоначальной бессознательной форме Анимус является спонтанным и непреднамеренным мнением, которое оказывает главенствующее влияние на сферу чувств, Анима же, наоборот, является чувственным образованием, оказывающим влияние или дисторсию на рассудок ( "Она вскружила ему голову" ). Поэтому Анимус проецируется преимущественно на "духовные" авторитеты или на прочих "героев" ( включая певцов, "деятелей искусства" и спортивных звезд ). Анима охотнее использует бессознательное, пустое, фригидное, беспомощное, бессвязное, темное и многозначное в женщине... Душа, присоединяясь в процессе индивидуации ( см. ниже ) к Я-сознанию приобретает у мужчин женские признаки, а у женщин - мужские. Его Анима стремится соединять и объединять, ее Анимус хочет различать и постигать.

Это - резкое противоречие... В реальности сознания оно означает возникновение конфликтоной ситуации, даже если сознательные взаимоотношения обоих индивидуумов гармоничны." ( Из работы "Психология переноса" ). "Анима - архетип жизни... Ведь жизнь является мужчине через Аниму, хотя он и считает, что это происходит благодаря разуму ( intellectus ). Он совершенствует свою жизнь с помощью разума, но жизнь живет в нем посредством Анимы. А таинственность Женщины заключается в том, что жизнь является ей через духовный образ Анимуса, хотя она полагает, что это заслуга Эроса, дающего ей жизнь. Она совершенствует свою жизнь и просто живет с помощью Эроса, но реальная жизнь, в которой она может оказаться и жертвой, приходит к своей вершине через рассудок ( ratio ), который воплощается в Анимусе" ( Из неопубликованного доклада о книге Нитцше "Так говорил Заратаустра" в 1937 г. )

АНИМУС и АНИМА - словообразование. Происходит от лат. anima - душа. Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетипы. Специфика. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус - исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это - мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима - женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая - вовнутрь.

Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы. Литература. Jung C.G. Anima and Animus. N.Y.: Spring Magazine, 1957; Binswanger H. Positive Aspects of the Animus. N.Y.: Spring Magazine, 1963; Hillman J. Anima. N.Y.: Spring Magazine, 1973

АНИМА, АНИМУС (anima, animus) - Юнгианские термины, обозначающие бессознательный женский образ у мужчин и бессознательный мужской образ у женщин.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки