Эмоции

ЭМОЦИИ

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

В античной философии Эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об Э. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.

Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э. выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т.н. периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. Джемса-Ланге теория эмоций), согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.

Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т.н. аффекты - особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).

В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицат, подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства (см. Эмпатия). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые - как состояния, происходящие «во мне», «навязанные мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т.п.

Формирование Эмоции человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т.д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона - т.н. настроения.

Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Эмоции играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, стенические эмоции); в т.ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. см. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, фрустрация, Эйфория. (В.К. Вилюнас.)

Добавление: Дать дефиницию Э. (т.е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э., вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.

Эмоции (эмоциональные явления) - это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. - это отражение мозгом силы потребности... В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного, феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые, однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении всем организмом (а не только мозгом).

Эмоции по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные):

  1. эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 
  2. экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 
  3. когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.); 
  4. физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т.д.); 
  5. поведенческий компонент. 

(Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса-Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпифеноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).

Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы - эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения - структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, Э. служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения. В большинстве философских учений Э. рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им. Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от Э. в класс волевых явлений (см. Воля) желания и другие побуждающие активность переживания. Разрыв между Э. и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная психология, изучающая Э. и потребности (мотивацию) в относительной независимости.

огласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, Э. в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции Э. возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. - так называемый эмоциональный тон ощущений - положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные Э., выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей.

Важную регулирующую роль среди них играют Э., возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода из возникшей ситуации, развиваются аффекты. По биологическому назначению Э. представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность к-рых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания (см. Условный рефлекс) функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и тем самым облегчают поиск оптимальных путей достижения цели.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Эмоции - переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой.

Различают Э. биологические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение) и высшие, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных и т.д.) потребностей. По своей чувственной окраске Э. делятся на положительные и отрицательные. О задержанных Эмоциях говорят в тех случаях, когда в силу тех или иных причин (главным образом, социальных) человек вынужден их подавлять.

Эмоции иктательные (лат. ictus — припадок) - характеризуются внезапностью возникновения и непродолжительностью. Чаще всего это эмоциональные реакции депрессии и страха. Могут наблюдаться при любом органическом поражении головного мозга, но особенно - при височной эпилепсии с расположением эпилептогенного очага в гиппокампально-амигдалярно-височной области, при субклиническом ее течении [Weil A.A., 1956].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Эмоция - реакция человека в виде субъективно окрашенного переживания, чувства, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результатов собственного действия. Эмоции дифференцируются прежде всего на положительные и отрицательные.

Оксфордский толковый словарь по психологии

ЭМОЦИИ, ТЕОРИИ - как можно было предположить, исходя из пространного обсуждения термина эмоция, область эмоций далека от того, чтобы получить удовлетворительное теоретическое объяснение. Однако существует ряд законных кандидатов на такую теорию (обозначены ниже). Они все претендуют на комплексность и (за одним исключением) включают и физиологические и когнитивные компоненты, хотя акцентирование на каком-то из компонентов значительно различается от теории к теории.

  • А) теория Джемса–Ланге. К.П Ланге – датский физиолог, который предложил теорию эмоций, так похожую на теорию Уильяма Джемса, что название было дано в честь их обоих, хотя теория, по существу, является той, которую предложил Джемс в 1890 г. Вот что говорил Джемс: "..моя теория заключается в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта и что наше ощущение этих же изменений, по мере того как они возникают, является эмоцией". Позиция Ланге была сходной, хотя он опустил ступень восприятия и пришел к выводу, что вазомоторные (телесные) изменения являются эмоцией. Эта теория была подвергнута довольно активной критике. Самые сильные возражения последовали со стороны У. Кэннона (см. ниже), который подверг сомнению центральную роль обратной связи, поступающей от периферийных органов.
  • Б) теория Кэннона–Барда. Эта теория своим появлением, прежде всего, обязана работе американского физиолога Вальтера Б. Кэннона и часто упоминается как таламическая теория эмоции. В самых простых понятиях, она доказывает, что Интеграция эмоционального выражения контролируется таламусом, посылающим релевантные модели возбуждения в кору головного мозга, а также утверждает, что гипоталамус контролирует поведение. Это положение было выдвинуто как часть критики Кэнноном ранней теории Джемса–Ланге, в которой утверждалось, что эмоциональное выражение контролируется сенсорной обратной связью. Эта теория также была подвергнута довольно сильной критике в виде следующих теорий, разработанных позже.
  • В) Теория активации (или возбуждения). Не столько теория, сколько Обобщение относительно эмоций. В ней предполагается, что эмоции не являются уникальными состояниями, но просто располагаются на крайнем полюсе измерения нейрофизиологического возбуждения или активации, противоположный полюс которого представлен комой и глубоким сном. Это Обобщение встречается в виде составной части в нескольких других теоретических концепциях эмоций, особенно в когнитивно-оценочной теории.
  • Г) Бихевиористская теория. Как можно было ожидать, эта точка зрения рассматривает все эмоции как безусловные (то есть данные от рождения, специфически видовые), так и условные (то есть усвоенные, приобретенные) реакции. И физиологические, и когнитивные элементы признаются незначительными, основное внимание уделяется объективно измеримым проявлениям того, что бихевиористы любили называть "эмоциональным поведением". См. обсуждение термина эмоциональность.
  •  Д) Когнитивно-оценочная теория. Здесь эмоции рассматриваются как субъективные состояния, которые являются результатом действия первоначально возникающего стимула, набора сопутствующих физиологических изменений и когнитивных оценок или интерпретаций ситуации как полезной или вредной, хорошей или плохой для индивида. Основным понятием здесь является сама когнитивная оценка; утверждение, что одно физиологическое состояние возбуждения может выдавать несколько, даже прямо противоположных эмоций, в зависимости от того, как индивид интерпретирует ситуацию. См. теория эмоции Макклина, теория эмоций Пейпеза.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Уметь каждый день радоваться

Гость
Уметь каждый день радоваться и чувствовать, уметь любить, уметь страдать, уметь смеяться- вот это счастье. Николай Баранов- гуру психологии, человек, который учит жизнь настоящими чувствами.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки