Влияние гармоничного развития личности дошкольника на процесс профессионального самоопределения с возможностью дальнейшего самосовершенствования через профессию

Коротаева Надежда Николаевна (Тверь, Россия), воспитатель коррекционной группы детей с ограниченными возможностями здоровья, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 152.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос влияния педагогической деятельности на гармоничное развитие личности дошкольника и его дальнейшее профессиональное самоопределение. Дается анализ возможности успешной самореализации личности через профессию как следствие грамотной профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: личностный рост, гармоничное развитие, профессиональная ориентация дошкольника, самосовершенствование через профессию.

THE EFFECT OF THE HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE PRESCHOOL CHILD IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION WITH THE POSSIBILITY OF FURTHER IMPROVEMENT ACROSS THE PROFESSION

Korotaeva Nadezhda Nikolaevna (Tver, Russia), teacher of correctional group of children with disabilities, Municipal budget Preschool educational Institution N 152.

Abstract. The article deals with the influence of pedagogical activity on the harmonious development of the personality of preschool children and their further professional self-determination. The analysis of the possibility of successful self-realization of the individual through the profession as a consequence of competent career guidance work with children of preschool age.

Keywords: personal growth, harmonious development, professional orientation of preschool children, self-improvement through the profession.

Условия развития современного общества диктуют необходимость уделять пристальное внимание процессу гармоничного развития личности. Максимально выявить и раскрыть свой потенциал человек может через профессиональную самореализацию, параллельно продолжая процесс самосовершенствования в течение всей своей жизни. Поэтому, выбор профессии очень важен для его дальнейшего личностного роста.

В связи с этим, в современном мире становится все более актуальным вопрос грамотной и планомерной подготовки к профессиональной ориентации детей с раннего возраста.

Профориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

В современной России профессиональная профориентация как вид деятельности входит в компетенцию образовательных учреждений, в том числе – дошкольных. Это необходимо для успешного прохождения современными детьми их трудового жизненного периода в дальнейшем.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Работа родителей и педагогов дошкольных учреждений играет в жизни ребенка огромную роль, так как именно она обеспечивает «фундамент» элементарных познаний, необходимый для дальнейшего благополучного усвоения новой информации и становления человека как личности. Причиной, по которой следует подготавливать ребенка к выбору будущей профессии с дошкольного возраста, является тот факт, что в детстве легче и быстрее усваивается даже сложная информация, поданная в доступной, для данного возраста, форме. Благодаря этому у детей есть возможность в дальнейшем в полной мере реализоваться и раскрыть свой личностный потенциал.

Немаловажное место в подготовке ребенка к дальнейшему профессиональному выбору занимает его всестороннее, гармоничное развитие, которое важно целенаправленно и планомерно проводить в сенситивные периоды:

– в форме игровой деятельности – в 3–6 лет;
– обучающе-познавательной – в 7–12 лет.

В этом возрасте лучше дать детям больше знаний, чем недодать их. Данная деятельность расширяет их кругозор, позволяет попробовать себя в различных областях познания и найти в них что-то более близкое для себя, а также помогает мыслить глубже и шире.

Отражение данной мысли можно увидеть в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), разделенном на пять основных образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Можно сказать, что вышеперечисленные направления дополняют друг друга, и развитие ребенка в данных областях должно происходить в тесной взаимосвязи, что позволит воспринимать окружающий мир целостно.

Комплексное, своевременное развитие ребенка может сыграть ключевую роль в выборе будущей профессии и успешности в ней. У таких личностей более широкий круг интересов и познаний, а также, у них появляется возможность попробовать себя в совершенно отличных друг от друга направлениях деятельности, что дает возможность осознанного выбора сферы своей профессиональной реализации в будущем. Такие люди отличаются гибкостью ума, неординарным мышлением, способностью быстро и точно принимать верные решения и выходить из сложных ситуаций, что делает их более ценными сотрудниками.

Таким образом, можно сделать вывод: разностороннее и гармоничное развитие человека с раннего детства необходимо в современном мире для их дальнейшего личностного развития и самореализации, том числе, через выбранную профессию.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Коротаева Н.Н. Влияние гармоничного развития личности дошкольника на процесс профессионального самоопределения с возможностью дальнейшего самосовершенствования через профессию // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 166-168.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки