Теоретико-методологические основания кросс-культурных исследований в истории психологии

Олейник Ю.Н.

Важным и актуальным направлением современных историко-психологических разработок является проведение сопоставительного исследования развития психологии в разных социо-культурных условиях. Именно такой акцент в рассмотрении истории мировой психологии в полной мере позволяет выявить как общие, так и специфические особенности развития психологического знания и получить представления о вариациях реализованных сценариев ее развития. При этом важно то, что кросс-культурные исследования по истории психологии позволяют в значительной мере решать вопрос о так называемой национальной науке – самом факте ее существования и, при утвердительном ответе на этот вопрос, определять эту национальную специфику. Однако, несмотря на актуальность таких исследований, они не очень широко представлены в тематике современных отечественных историко-психологических разработок. Об этом, в частности, свидетельствует библиометрический анализ материалов конференций «История отечественной и мировой психологической мысли (Московские встречи по истории психологии)» (Чердакова М.М., Костригин А.А., 2017). Представляется, что это в значительной мере связано с недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований подобных исследований. Что могло бы выступить в качестве таких оснований? С нашей точки зрения при проведении подобных исследований необходимо ориентироваться на несколько идей:

  1. Рассмотрение психологических знаний с позиций дисциплинарного подхода в анализе научного знания. При этом можно было бы ориентироваться на анализ компонентов истории психологии как научной дисциплины – когнитивного, популятивного, коммуникативного, социально-организационного. Эти компоненты могли бы выступить универсальными индикаторами, позволяющими сравнивать характеристик психологии в разных социо-культурных условиях. Кроме того, этот подход позволял бы фиксировать и динамику дисциплинарного статуса психологии, в том числе и степень ее институционализации в обществе.
  2. Выявление таких периодов для сравнения, которые наиболее полно выявляют именно роль социальных факторов в динамике изменений в психологических знаниях. Например, одним из таких периодов мог бы выступить период Второй мировой войны. Именно в этот период развитие науки, в том числе и психологии в разных странах, было детерминировано единым фактором – ситуацией военного времени, но его воздействие было опосредовано спецификой предшествующих этапов истории психологии в этих странах, стоящими перед обществом задачами, культуральными и ментальными особенностями научного сообщества. 
  3. Ориентация на проблемологический подход в историко-психологических исследованиях. Выявление фиксированного числа универсальных научных проблем давало бы возможность при константности самой проблемы как таковой, выявлять специфический вариант ее постановки и разработки в зависимости от социо-культурных условий развития психологии в той или иной стране. Ориентация на эти идеи позволяет разработать теоретическую модель изучения развития психологии в разных странах и на ее основе провести комплексное и полномасштабное сопоставительное исследование.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения научного проекта № 18-513-18017

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Олейник Ю.Н. Теоретико-методологические основания кросс-культурных исследований в истории психологии // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 496 с. – С. 15-16. – 0,1 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки