Современные когнитивные технологии для гармоничного развития детей

И.И. Еганова Центр когнитивных технологий «УГМК-Здоровье», Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: когнитивные нарушения; нейропластичность мозга; современные методики работы с когнитивными проблемами.

Введение. Когнитивные нарушения являются одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, с которой сталкиваются врачи разных специальностей в клинической практике. Выраженные расстройства когнитивных функций нарушают бытовую, социальную, учебную и профессиональную деятельность, что, в свою очередь, приводит к снижению качества жизни. В результате это вызывает необходимость поиска и разработки таких технологий и методик, которые начиная с детского возраста позволили бы корректировать развитие когнитивных функций. Анализ показал, что имеющиеся на сегодняшний день методики основываются на современных представлениях о нейропластичности, то есть пожизненной способности головного мозга изменяться в ответ на новый опыт и развивать дефицитарные функции мозга, возможности формировать межнейрональные связи через определенный опыт.

Материалы и методы. В клинике «УГМК-Здоровье» создан центр когнитивных технологий, где собраны современные передовые методики со всего мира для работы с различными когнитивными нарушениями, а именно:

  • «Интерактивный метроном» (тренировка таймирования). Воспринимая ритм, мы предвидим следующее звено, что помогает пациенту спланировать свое действие и повысить скорость обработки информации, также улучшаются временно-пространственные взаимоотношения. Это происходит за счет формирования межнейрональных связей через определенный опыт.
  • «Фитлайт» (формирование нервно-мышечной связи глаз и тела). Пациент отключает светодиоды, включающиеся в разных последовательностях. Методика позволяет решить проблемы с импульсивными проявлениями, нарушением концентрации внимания, самоорганизацией, улучшает моторное планирование и др.
  • Программа «Тимокко» помогает в формировании связи «глаз — рука», межполушарных связей; улучшаются плавность взора по горизонтали, плавность и точность движения руки, понимание причинно-следственных связей. Программа отслеживает движение пациента и отражает его на экране.
  • Мозжечковая стимуляция. Упражнение на равновесие и координацию на доске Бильгоу приводит к активизиции этих связей, что способствует развитию зрительно-моторной координации, улучшаются осознание схемы тела, навыки механического чтения и письма, математические способности и др.
  • Метод сенсорной интеграции (балансировка способности регистрировать, обрабатывать, осознавать информацию из различных сенсорных каналов). Сенсорная Интеграция происходит всю жизнь. Расстройства в этой сфере приводят к нарушению формирования верного адаптивного ответа на внешние и внутренние сигналы. Работа происходит в специально оборудованной мультисенсорной комнате с системой SHX.
  • Аудиофонопсихостимуляция А. Томатиса (связь между ухом и мозгом путем передачи аналогового звука в тренировочном режиме), что приводит к синхронизации глубинных структур мозга с музыкой и ритмом и играет ключевую роль в механизмах высших интегративных функций.
  • Биоакустическая коррекция (метод биологической обратной связи). С помощью системы «Синхро-С» электрическая активность мозга преобразовывается в звуковой сигнал, который слышит пациент в прямом режиме. Таким образом формируется механизм саморегуляции.
  • Стабилотренажер. В его работе используется метод биологической обратной связи, позволяющий решить проблемы равновесия, корректировать двигательно-моторные нарушения и др.
  • Метод биологической обратной связи (БОС ЛАБ), позволяющий научить пациента контролировать свое физиологическое состояние под контролем специалиста.
  • Метод транскраниальной микрополяризации. Путем поляризации клеточных мембран, внутри- и внеклеточной жидкости улучшаются взаимодействие между нейронами и передача нервных импульсов, что способствует восстановлению нарушенных функциональных связей.
  • Аппаратный комплекс «ВокаСтим» (техника электростимуляций и предписанных упражнений, разработанных профессором Пааном). Помогает решить проблемы глотания, жевания, нарушения артикуляции, голосообразования путем улучшения передачи импульса по нервным окончаниям, что способствует улучшению в коммуникативных функциях.

Результат. Центр когнитивных технологий активно применяет данные методики в практической работе. Доказана их практическая эффективность при работе с пациентами. Выбор методик индивидуален и зависит от степени нарушений когнитивных функций ребенка.

Заключение. Методики работы с когнитивными нарушениями, основанные на современных знаниях о нейропластичности мозга, позволяют улучшать когнитивные функции детей, тем самым способствуя их гармоничному развитию.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Еганова И.И. Современные когнитивные технологии для гармоничного развития детей // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 19-21.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки