Актуальные вопросы экологического образования для формирования экологического сознания и безопасности жизнедеятельности

Т.Н. Шимон Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Мытищи, Россия

В начале XXI в. экологические проблемы стали одними из самых актуальных для человечества. Масштабное потребление природных ресурсов с устойчивой тенденцией к интенсивному росту увеличивает антропогенную нагрузку на экологические системы, многие из которых находятся на грани потери возобновляемости [1, 2].

Критически важной для сохранения биосистем и качества жизни социума стала проблема экологической безопасности — максимально допустимого воздействия на окружающую среду, при превышении которого наступают ее необратимые негативные изменения. При нарушении равновесного состояния биосистем качество жизни человека ухудшается и становится актуальной проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности для защиты человека от неблагоприятного воздействия природной среды, возникающего в том числе вследствие нерациональной хозяйственной деятельности [3].

В современном обществе отмечается высокий уровень понимания угрозы снижения качества жизни, комфорта жизнедеятельности из-за ухудшения экологической ситуации. Это понимание рождает изменение психологии человека, связанное со стремлением уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, чтобы сохранить ее возможности для полноценного и гармоничного проживания и деятельности. Такие изменения в психологии и возникновение нового типа поведения человека проявляются в понимании опасностей антропогенного воздействия на окружающую среду и стремлении уменьшить ее воздействие за счет применения природосберегающих технологий для максимального сохранения репродуктивного потенциала биосферы.

Объективно происходящие изменения в психологическом восприятии человеком взаимодействия с природной средой обитания стали предметом изучения нового направления науки — экологической психологии.

Экологическая психология (экопсихология) изучает изменение экологического сознания современного человека и социума в целом и влияние этих изменений на уровень негативного воздействия на окружающую среду, а также методы гармонизации отношений в системе «человек — среда обитания» [4].

Понятие «экологическое сознание» включает комплекс отношений человека с окружающей природной средой, понимание закономерностей развития биосферы и ноосферы Земли, психологические процессы (сознательные и бессознательные), определяющие характер взаимодействия человека и природы.

Из всего многообразия типов экологического мировоззрения [5] в настоящее время чаще всего выделяются следующие виды экологического сознания:

– антропоцентрический, при котором взаимодействие с природной средой определяется исключительно потребностями человека или социума;
– экоцентрический, при котором человек соизмеряет свои потребности с возможностями природной среды, понимая, что они не являются неисчерпаемыми;
– синергетический (природоцентрический) — человек воспринимает себя как неотъемлемую часть природы и осуществляет свою деятельность с учетом законов функционирования природных систем.

Особую роль в формировании экологического сознания играет экологическое образование на всех ступенях обучения человека — от общеобразовательной подготовки до профессионального обучения и дальнейшего повышения профессиональной квалификации [6].

Главной целью экологического образования является формирование экоцентрического типа экологического сознания личности, которая в своей деятельности будет руководствоваться потребностями ее гармонизации с возможностями природной среды, минимизации ущерба среде и осуществлении мер по полному или частичному восстановлению последствий такого вмешательства [7].

Для достижения этой цели экологическое образование должно решать следующие задачи: выработка понимания равноправности участников в системе взаимодействия «человек — среда обитания» [8]; в практической деятельности руководствоваться принципом экологической целесообразности принимаемых решений для достижения высокого уровня качества жизни в благоприятной, полноценной природной среде; применение исключительно природосберегающих технологий в производственной и социальной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности на основе понимания и системного применения в практической деятельности законов функционирования природной среды.

Литература

  1. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Фалько В.И. Экология внешней и внутренней среды социоприродной системы (обзор международной конференции) // Вопросы философии. 2019. № 5. С. 210–214.
  2. Ивлев В.Ю., Ивлева М.И., Ивлева М.Л. Экологическое регулирование экономики как понятие социальной философии // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 111–121.
  3. Гарковенко Р.С. Общая теория отношения общества с природой и глобальная экология // Философские проблемы глобальной экологии. М., 2013. С. 190–197.
  4. Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. М.: Психологический институт РАО — Экопсицентр РОСС, 2000. 378 с.
  5. Фалько В.И. Типология экологических воззрений // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 5 (97). С. 58–67.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 311 с.
  7. Гагарин А.В. воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. 84 с.
  8. Архиереев Н.Л., Бушуева В.В., Волкова А.Н., Губанов Н.Н., Довженко Л.П., Догужиева М.М., Егорова М.Ю., Иванова А.С., Ивлев В.Ю., Кавинова И.П., Кузнецов Э.Н., Курилов С.Н., Малькова Т.П., Мокшанцев Л.В., Назарова И.Р., Нестеренко А.Н., Нехамкин В.А., Пирютко Т.А., Плохова М.А., Тихая-Тищенко И.Г. и др. Философия. М., 2017.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Шимон Т.Н. Актуальные вопросы экологического образования для формирования экологического сознания и безопасности жизнедеятельности // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 270-271.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки