Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам - появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами - учиться становится сложнее.
Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьёзные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.
Из-за этого у многих школьников возрастают напряжённость и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребёнок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются "подтянуться" и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе, Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.
Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.
Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.
«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ»
Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни.
Но часто нежелание продолжать образование связано с определёнными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей.
Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно - чтобы их наконец-то оставили в покое.
Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребёнок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).
Можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать внешкольное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам в этом деле.
Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребёнок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит ему сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, - можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.
В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как можно более полная информация о возможностях продолжения среднего образования - поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности, в вечернюю школу и т.п.
Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справочников, найти в Интернете) и предложить ребёнку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования. В новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР
Другие девятиклассники самостоятельно принимают твёрдое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» - родители получают невразумительные доводы или слышат раздражённые отговорки, нужно помочь ребёнку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.
Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встаёт вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз,
Этим детям также необходимо помочь правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.
Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребёнок не должен участвовать в семейных делах и освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала.
Нередко подростки опираются не на своё мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых.
Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребёнком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или "у тебя есть своя голова на плечах". Такие доводы вызывают только раздражение.
Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независима от того, где каждый из них будет учиться или работать.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
Построение жизненных планов и перспектив - важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо "задумать" своё будущее (используя термины психологии -построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь - выбрать ту или иную форму завершения среднего образования.
Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.
Роль родителей в период поиска ребёнком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки, Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в своё время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошёл и кто чего добился).
Даже если профессиональный выбор ребёнка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной Профессии.
Как правило, у выпускников девятых классов упрощённые или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдаётся не содержанию работы, а её предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребёнку сориентироваться в мире профессий,
С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить её на родителей. На вопрос: «Кем, ты хочешь стать?» - он отвечает: «Не знаю», "Мне все равно" - или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.
Правильным профессиональный выбор может быть только тогда, когда максимально учитывается индивидуальность учащегося - его способности и интересы. Важно также наличие конкретного профессионального плана, то есть осознание того, какие конкретные шаги необходимо предпринять на пути к намеченной цели: куда поступить, какие качества развивать у себя и т.п.
Часто родители затрудняются ответить, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Понять, насколько осознан профессиональный выбор ребёнка, есть ли у него адекватные представления об интересующей профессии, знает ли он свои способности, поможет беседа. Можно задать школьнику вопросы, специально сформулированные для тех, кто выбирает профессию.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ, ВЫБИРАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ
Ответы лучше всего зафиксировать, так их легче проанализировать и обсудить в дальнейшем с ребёнком. Для того чтобы беседа не превратилась в пустую формальность, все заметки надо делать после неё. Очень хорошо, если по ходу беседы возникнут новые темы для обсуждения.
Предложенные вопросы помогут выяснить, есть ли у школьника профессиональный план - выбрана ли профессия, продуманы ли пути её получения, являются знания о ней правильными и достаточными, есть ли уверенность в своём решении. Кроме того, появится возможность соотнести интересы и опыт ребёнка с выбранным им видом профессиональной деятельности. Для этого при анализе ответов надо понять, нет ли явных противоречий между склонностями учащегося к тем или иным школьным и внешкольным занятиям и особенностями того дела, которому он хочет посвятить жизнь.
- Какие школьные предметы больше всего нравятся?
- Какие школьные предметы больше всего не нравятся?
- Какие кружки, факультативы посещаются или посещались по собственному желанию?
- Чем нравится заниматься в свободное время?
- Какая область деятельности интересует больше всего - естественно-научная (химия, биология, медицина и т.д.), точные науки (математика, физика), гуманитарная (литература, журналистика, психология, педагогика и т.д.), общественно-научная (экономика, право), искусство, спорт, другие области - или выраженные интересы отсутствуют?
- Какая профессия выбрана?
- Какие пути ее получения намечены?
- Что привлекает в избранной профессии;
— условия труда;
— сам труд;
— высокая материальная обеспеченность;
— контакты с людьми;
— возможность творить;
— частые командировки;
— полезность результатов;
— перспективность (возможность профессионального роста);
— возможность без особого труда получить эту профессию;
— другое.
Комментарии
Добавить комментарий