ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА
Левина Роза Евгеньевна (1908-1989) - сов. психолог, дефектолог, логопед, участница «пятерки» учеников Л.С. Выготского. Под его руководством осуществила экспериментальные исследования опережающей действие (планирующей и регулирующей) речи ребенка и значений слов у детей-алаликов.
Левина Р.Е. - известный специалист в области патологии речи у детей. Ее работы нацелены на изучение особенностей речевого развития у детей с отставанием умственного развития; решение проблем обучения и воспитания детей с различными формами недоразвития речи; исследование природы заикания и разработке методик по его преодолению; борьбу с неуспеваемостью у детей с речевыми нарушениями.
Особое внимание Левина Р. уделяла теоретическому обоснованию, разработке, апробации и внедрению в практику методов выявления речевых нарушении и методов коррекции. Проведенное Л. изучение нарушений речи, связанных с дефектами фонематического восприятия, также имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку предложенные коррекционные методики позволяют устранять дислексические и дизграфические расстройства (ранее признаваемые неисправимыми) еще до поступления ребенка в первый класс. Л. была инициатором развития сети школьных и дошкольных логопедических учреждений.
Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.
Важнейшие работы: «Автономная детская речь» (1936), «Недостатки чтения и письма» (1941), «Основы теории и практики логопедии» (1958), «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» (1961). (И.А. Мещерякова.)
Литература
- К психологии детской речи в патологических случаях (Автономная детская речь). М., 1936, 78 с.
- К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте (в соавт. с Боскис Р.М). // Советская педагогика, 1938, №6, с.144-154
- О борьбе с неуспеваемостью детей алаликов и аграфиков (в соавт. с Правдиной О.В.). // Советская педагогика, 1939, № 2, с.89-95
- Недостатки чтения и письма у детей. (алексия и аграфия). М., 1940, 72 с.
- Некоторые вопросы обучения грамоте (Роль устной речи в обучении грамоте). // Советская педагогика, 1940, №10, с.36-42
- Исследование алексии и аграфии в детском возрасте. Кандидатская диссертация. М., 1941.
- Сборник речевых игр. Пособие для учителей (в соавт. Куприянова Т.И., Правдина О.В., Самойленко Н.С.). М., 1941, с. 92.
- Об изучении и обучении детей с глубокими расстройствами речи. // Известия АПН РСФСР, 1945, вып.2, с.121-128
- Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей (в соавт. с Боскис Р.М). // Известия АПН РСФСР, 1948, вып.15, с.167-191.
- Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М. 1951, 120 с.
- Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма. // Логопедическая работа в школе. М, 1953, с.3-17
- Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы (в соавт. с Каше Г.А.). // Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1954, вып.4, с.96-112
- Об одной из причин неуспеваемости младших школьников. // Советская педагогика, 1956, №1, с.35-48
- воспитание правильной речи у детей. М., 1958, 31 с.
- Предупреждение и преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих недостатки произношения. // Труды научной сессии по дефектологии. М. 1958, с.308-313
- Преодоление нарушений речи у детей вне специального обучения. // Специальная школа, вып.4, 1958, с.85-93
- О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи //Вопросы логопедии. 1959.
- Нарушение слоговой структуры слова у детей. // Специальная школа, вып.4, 1959, с.86-89
- Нарушение развития речевой деятельности у детей. // Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.23-27
- Предисловие. // Вопросы логопедии. (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов). М., 1959, с.3-6
- Принципы анализа речевых нарушений у детей. // Труды второй научной сессии по дефектологии. М., 1959, с.166-173
- О влиянии общего недоразвития речи на усвоение письма. // Специальная школа, вып.4, 1960, с.74-79
- О перестройке принципов анализа речевых нарушений у детей. // Специальная школа, вып.1, 1960, с.78-85
- Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития. // Тезисы докладов третьей научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1960, с.139-142
- Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961. с.311
- Нарушение письма у учащихся массовой школы. // Специальная школа, вып.1, 1961, с.66-74
- Влияние нарушений речи на усвоение чтения и письма у детей. // Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962, с.19-21.
- Психолого-педагогические вопросы предупреждения нарушений речевого развития у детей. // Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962, с.184-185
- Влияние недоразвития речи на усвоение письма. // Специальная школа, вып.1, 1963, с. 62-66.
- О путях разработки вопросов предупреждения в логопедии. // Специальная школа, вып.2, 1963, с.65-70
- О путях разработки вопроса о предупреждении в логопедии //Специальная школа. 1963. №2. С.65-70.
- Проблема преодоления и предупреждения нарушений речи у детей. // Рефераты докладов совещания-семинара по вопросам логопедической работы в массовой школе. М., 1963, с.3-7
- Формирование речи у учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964, с.3-6
- Вопросы психологии заикания у детей. // Психология обучения и воспитания: Тез. докл. на респ. психол. конф., Киев, 1964, с.327-329.
- Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи. // Советская педагогика, 1964, №10, с.154-156
- Связь заикания у детей с особенностями их речевого развития. // Специальная школа, вып.4, 1964, с.86-91
- Психологическое изучение генезиса заикания у детей. // Вопросы психологии, 1965, №4, с.68-74
- Предисловие. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965, с.3-7
- Совещание–семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. // Специальная школа, 1965, №2, с.92-95
- Вопросы обучения и воспитания в логопедии. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М, 1966, с.163-174
- Развивающий эффект коррекционного обучения детей с нарушениями речи. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М., 1966, с.162-163
- Заикание как дефект коммуникативной функции речи. // Проблемы психического развития аномального ребенка. Материалы к XVIII Международному психологическому конгрессу. М., 1966, с.51-52
- Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966. с.302-308
- Пути изучения и преодоления заикания у детей. // Специальная школа, вып.4, 1966, с.118-125
- Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130
- Педагогические вопросы патологии речи у детей. // Специальная школа, 1967, вып.2, с.121-130
- Роль исследований института дефектологии в развитии теории и практики логопедии. // Пятая научная сессия по дефектологии. М., 1967, с.206-208
- Л.С. Выготский о планирующей речи ребенка. // Специальная школа, 1968, вып.5, с.116-127
- Наука о нарушениях речевого развития у детей. (Теоретические основы и практические результаты исследований сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР). // Советская педагогика, 1968, №1, с.76-83
- Предмет логопедии. // Основы теории и практики логопедии. М., 1968, с.30.
- Характеристика общего недоразвития речи у детей. // Основы теории и практики логопедии, М., 1968, с.67-85
- Исследование сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР. // дефектология, 1969, № 1, с.36-40
- Недостатки произношения у детей (дошкольного возраста). // дефектология, 1970, № 5, с. 82-85
- воспитание речи. (Дошкольники). // Здоровье, 1971, № 3, с.25-26
- О нарушении письма у учащихся массовой школы. // дефектология, 1971, №5, с.3-7
- Связь аномалий речевого развития с состоянием гностических и регуляторных процессов. // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1971, с.288-290
- Как уберечь ребенка от заикания. // Дошкольное воспитание, 1973, № 3, с.67-71
- Нарушение устной и письменной речи как причина неуспеваемости учащихся. // Советская педагогика, 1974, №1, с.51-58
- Разграничение аномалий речевого развития у детей // дефектология. 1975. №2. С.12-16
- Заикание у детей. // Преодоление заикания у дошкольников. М, 1975, с.3-22
- К построению педагогической классификации аномалий речевого развития. // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. Тезисы докладов. М., 1975, с.541-542
- Разграничение аномалий речевого развития у детей. // дефектология, 1975, №2, с.12-16
- Влияние исследований сектора логопедии НИИД на совершенствование специального обучения и воспитания детей с нарушениями речи. // Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., 1976, с.17-20
- Как говорит ваш ученик? // Учительская газета, 1977, 15 янв. С.3
- К истории изучения вопросов логопедии в НИИ Дефектологии. // воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук. 8-я науч. сессия по дефектологии. М., 1979, с.443-444
- Об эмоциогенных факторов заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи. // дефектология, 1981, №1, с.7-13
- Воспоминания о Л.С. Выготском / Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова //дефектология. 1984. №5. С.81-86
- Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. М.: Аркти, 2005.
- О нарушениях письма у учащихся массовой школы // воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №5. С.64-69.
О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. // Вопросы логопедии. М., с. 207-252.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий