Разделы психологии:
В данной статье раскрываются особенности профессионального становления учителей музыки, способных осуществлять музыкальное воспитание подрастающего поколения в современных условиях. Освещаются важные параметры процесса подготовки высококвалифицированных музыкально-педагогических кадров в Гянджинском Государственном Университете.
Ключевые слова: Азербайджан, культура, музыка, учитель, образование, школа, современность.
ACTUAL ISSUES OF TRAINING MUSICAL AND PEDAGOGİCAL STAFF: EXPERIENCE AND PROSPECTS
The article reveals the features of the professional development of music teachers who are able to carry out the musical education of the younger generation in modern conditions. The important parameters of the process of training highly qualified musical pedagogical personnel at the Ganja State University are highlighted in the article.
Keywords: Azerbaijan, culture, music, teacher, education, school, modernity.
Подготовка музыкально-педагогических кадров с высшим профессиональным образованием по специальности «Учитель музыки» в городе Гянджа – втором по величине городу Азербайджана началась в 1991 году в Гянджинском Государственном Университете. С этой целью была создана специализированная кафедра музыкальных дисциплин, которая вот уже 30 лет является одной из образцовых кафедр университета.
Принимая активное участие в целенаправленной системе подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, сотрудники кафедры наряду с педагогической деятельностью участвуют в методическом обеспечении учебного процесса. Так, ими разработаны современные учебные программы, учебные и методические пособия по целому ряду дисциплин. В учебных программах вуза большое место уделяется музыкальным произведениям из репертуара современных уроков музыки общеобразовательных школ. Студенты ориентируются на будущую профессию, на творческую работу по конкретной теме уроков музыки в общеобразовательной школе (с первого по девятые классы), используя интерактивные, современные методы обучения.
Регулярно проводится методический семинар кафедры, на котором поднимаются важные научно-методические проблемы в области высшего музыкально-педагогического образования в связи с задачами подготовки учителя музыки нового типа. Причем предложения по усовершенствованию учебного процесса вносятся как сотрудниками кафедры, так и учителями музыки общеобразовательных школ, которые делятся своим опытом и знаниями, а также студентами вуза.
Поддерживаются постоянные тесные связи кафедры со школами, где ежегодно проходит педагогическая практика студентов выпускного четвертого курса. Кафедра оказывает помощь общеобразовательным школам в решении научно-методических задач, в углублении межпредметных связей, в совершенствовании использования инновационных методов обучения, эффективной организации различных форм внеклассной музыкальной работы.
Огромен вклад кафедры в дело музыкально-эстетического воспитания молодежи. Силами студентов вуза ставятся музыкальные спектакли, систематически организовываются концерты, музыкальные лектории, как в вузе, так и в общеобразовательных, музыкальных школах города Гянджа. Силами студентов в Гянджинском филиале ассоциации «SOS – Детские деревни в Азербайджане» был создан детский хоровой коллектив, который успешно выступает с интересными концертными программами. Студенческий хоровой коллектив Гянджинского Государственного Университета занимает первое место в конкурсах, проводимых каждый год среди вузов республики. Студенческие музыкальные коллективы с помощью педагогов принимают самое активное участие в культурной жизни нашего города и близлежащих районов.
Наряду с концертно-исполнительской деятельностью студенты овладевают современной методикой организации различных форм музыкальной деятельности детей, знакомятся с научно-методическими работами в области музыкального воспитания школьников. Таким образом, будущий учитель музыки формируется как музыкант-педагог-исследователь.
Общеизвестно, что музыка оказывает на человека глубинное эмоционально-нравственное воздействие. Музыкальное искусство играет важную роль во всестороннем развитии личности ребенка, оказывает огромное влияние на духовное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое, экологическое воспитание, умственное развитие ребенка [3].
Учитель музыки, сознавая воспитательное значение музыкального искусства, огромную роль ее в современном обществе, призван развивать творческие способности детей, совершенствовать их духовный мир, шаг за шагом формировать их музыкальный вкус, учить детей понимать и ценить музыкальное искусство, прививать учащимся любовь и интерес к музыке, потребность в общении с искусством. Как справедливо отмечал основатель фундаментальной новаторской музыкально-педагогической концепции, которая и сегодня сохраняет свою актуальность Дмитрий Борисович Кабалевский: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [4, с.37]. Именно поэтому усилия педагогов вуза направлены на формирование у студентов высокой музыкально-эстетической культуры. Педагогический коллектив вуза не просто передает знания, навыки и умения будущим учителям музыки (в области теории и истории музыки, инструментального исполнительства, вокала, техники дирижирования, работы с хором, методики преподавания музыки и т.д.), но и формирует их музыкально-эстетическую, музыкально-педагогическую культуру.
В процессе подготовки музыкально-педагогических кадров профессиональные знания и умения формируются в комплексе с привитием студентам возвышенных человеческих качеств, составляющих основу духовности человека. Это способствует гармоничному развитию личностных и профессиональных качеств студентов в процессе учебно-воспитательной, научно-методической работы.
Преподаватели кафедры стараются, чтобы студент, «оснащенный элементарными умениями, «завтра» был свободен в творчестве» [6, с.7], чтобы каждый выпускник мог самостоятельно, творчески реализовывать задачи, которые ставятся в национальном куррикулуме по музыке для общеобразовательных школ.
Следует отметить, что в нашей стране специальные научные исследования в области музыкального воспитания и музыкального образования подрастающего поколения начались в 1960-х годах. Нашим соотечественником Юлием Багировичем Алиевым в Москве в 1965 году была успешно защищена диссертация на тему «Музыкальное развитие школьников общеобразовательных школ в процессе хорового пения». Впоследствии азербайджанские ученые С.Д. Гулиев, Н.С. Меликмамедов, В.Д. Халилов, О.М. Раджабов, Ж.Г. Кадымова, М.Р. Дадашева, Т.Ф. Кенгерлинская и др. защитили диссертации, обратившись к проблемам музыкального воспитания и музыкального развития школьников, совершенствования процесса музыкально-педагогического образования в республике.
Сегодня подготовка кадров по специальности «Учитель музыки» ведется в целом ряде высших учебных заведений Азербайджана.
Кафедра музыкальных дисциплин Гянджинского Государственного Университета поддерживает тесные научные связи с соответствующими подразделениями и кафедрами Национальной Академии Наук Азербайджана, Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибекова, Азербайджанского Государственного Педагогического Университета. Совместно проводятся мастер-классы, результаты научных исследований используются в процессе преподавания соответствующих предметов.
На базе кафедры проводятся общегородские, республиканские научно-практические конференции по проблемам музыкального воспитания детей и юношества, развития музыкальных интересов молодежи, пропаганды национально-духовных ценностей, мировой музыкальной культуры.
Научно-методическая работа, проводимая на кафедре, дала мощный импульс совершенствованию процесса музыкального обучения и музыкального воспитания не только в городе Гянджа, но и в Западном регионе Республики.
Сегодня одной из основных системных слагаемых современной концепции развития является новое понимание образовательного процесса, значимость коренных реформ и преобразований.
Практика современного образовательного процесса показывает, что для успешного развития необходимы эффективные методы обучения. Именно этим объясняется особое внимание к применению инновационных подходов к учебному процессу, методов активного обучения и новых педагогических технологий. Обеспечивается комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития.
Как отмечают опытные педагоги-ученые, во всей системе музыкального образования важнейшую роль играет музыкальный материал, положенный в основу программы. По мнению профессора Сабира Гулиева, с чем нельзя не согласиться, при подборе музыкальных образцов для музыкально-воспитательной работы необходимо соблюдение трех основных условий:
- Какая музыка (народная музыка или композиторское творчество, в каком жанре, в какой музыкальной форме)?
- С какой целью будет использована?
- Где и как будет использована? [2, с. 13].
Педагогическая практика показывает, что владение учителями музыки информационными технологиями (ИТ) и музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) расширяет познавательные возможности учащихся, позволяет повысить уровень музыкального воспитания и музыкального развития школьников.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать выводы отнюдь не гипотетического характера о том, что сегодня для успешного осуществления музыкального воспитания школьников необходимо решение целого ряда вопросов, в том числе:
- Обеспечение высококвалифицированными кадрами.
- Повышение качественного уровня программ и учебников.
- Правильный выбор музыкального материала.
- Обеспечение школы различными музыкальными инструментами.
- Применение научно-методических инноваций в учебно-воспитательном процессе.
- Использование музыкально-компьютерных технологий.
- Гармоничное сочетание регулярной урочной и внеклассной музыкальной деятельности.
- Оснащение необходимым оборудованием кабинета музыки (музыкальные инструменты, современные технические средства обучения, наглядные пособия и т.д.).
В Гянджинском Государственном Университете проводится необходимая каждодневная педагогическая, научно-исследовательская, методическая, воспитательная работа с целью подготовки учителей музыки, обладающими глубокими теоретико-методическими знаниями, профессиональными практическими навыками и высокой культурой.
Литература
- Алиев Ю.Б. Дидактика и методика музыкального образования школьников. Москва: издательство СГУ, 2012. 339 с.
- Гулиев С.Д. Теория и практика использования азербайджанской музыки в музыкальном воспитании школьников: автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Баку: издательство АГПУ, 1996. 63 с. (на азерб. яз.).
- Гурбаналиева С.Ф. Личность и музыка. Баку: Адилоглу, 2010. 160 с. (на азерб. яз.).
- Кабалевский Д.Б. воспитание ума и сердца. Москва: Просвещение, 1984. 206 с.
- Раджабов О.М. Методика музыкального обучения и музыкального воспитания в общеобразовательных школах. Баку: Мутерджим, 2010. 132 с. (на азерб. яз.).
- Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2023. 319 с.
Комментарии
Добавить комментарий