Разделы психологии:
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Уракова Екатерина Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студентка Коротеева Олеся Дмитриевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
Ключевые слова: психологическое благополучие, подростки, образовательный стандарт, личностный рост, личностные компетенции.
Keywords: psychological well-being, adolescents, educational standard, personal growth, personal competences.
Введение. Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их психологическое и физическое развитие, а также обеспечение их безопасности. Новыми образовательными стандартами предусмотрены различные условия, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся с обеспечением их всем необходимым для гармоничного развития.
В современных условиях, несмотря на гуманистическую направленность обучения и всестороннее развитие учащихся, часто педагоги не уделяют должного внимания подготовке своих учеников к преодолению жизненных трудностей, способности к психической саморегуляции в стрессовых ситуациях, обучению способам превентивной социальной адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Важность вышеперечисленных умений заключается в том, что они являются основой для обеспечения психологического благополучия, которое оказывает сильное влияние на личностное развитие человека, проявляясь в ощущении удовлетворенности собой и собственной жизнью [1].
Изложение основного материала статьи. В соответствии с нормами федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), у выпускника второй ступени образования должны быть сформированы осознанное и уважительное отношение к другим людям, развито моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем, сформированы нравственные чувства и нормы поведения. Кроме того, современная ситуация развития российского общества требует наличия у выпускников школы таких качеств как независимость суждений, уверенности в себе, мотивации на успехи и достижения, а также сформированности волевых качеств. Указанные качества оказывают влияние на уровень психологического благополучия старших школьников.
Проблема психологического благополучия в юношеском возрасте является, в настоящее время, одной из часто рассматриваемых в трудах отечественных исследователей. В разное время, данный вопрос изучался Д.А. Леонтьевым, А.Е. Созонтовым, О.А. Идобаевой, П.П. Фесенко и др.
В.Г. Казанская определяет данное понятие как интегративное свойство личности быть независимой, уверенной в себе, мотивированной на успехи и достижения, с большой силой воли [4].
По мнению П.П. Фесенко, «психологическое благополучие является вариантом субъективного благополучия личности, в котором акцентируется его эвдемонистическая природа (как реализация личностных потенциалов)» [8].
Е.Б. Весна и О.П. Ширяева рассматривают психологическое благополучие как «совокупность необходимых личностных ресурсов, обеспечивающих субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект-среда»». Данные авторы указывают на то, что психологическое благополучие основывается не только на субъективном восприятии человеком качества своей жизни, но также может быть оценено с точки объективных показателей.
Е.А. Осин, С.С. Кузнецова рассматривают психологическое благополучие как более широкое понятие. По их мнению, психологическое благополучие – «определенный способ жизни, процесс, одним из результатов которого становится переживание счастья». Авторы определили индикаторы психологического благополучия, в качестве которых выступают следующие показатели: переживание человеком счастья; степень удовлетворенности жизнью; баланс аффектов.
Я.И. Павлоцкая рассматривает психологическое благополучие как интегральный показатель, отражающий желаемый и реализованный уровень переживания человеком счастья и удовлетворенности. Основываясь на данных, полученных в ходе исследования, автор определила особенности, свойственные людям с тем или иным уровнем психологического благополучия.
Для людей с высоким уровнем психологического благополучия, свойственно положительное отношение к себе, настрой на конструктивное взаимодействие с другими людьми и общественными институтами.
Люди со средним уровнем психологического благополучия отличаются позитивным отношением к себе и доверительным – по отношению к миру и его законам. У них преобладает позитивное отношение к окружающей действительности и конструктивное Понимание возникающих проблем и стремление их решать в соответствии с нормами, принятыми в обществе.
Для людей с низким уровнем психологического благополучия свойственно негативно воспринимать действительность. Окружающих они воспринимают как угрозу своему благополучию, вызывающих у них чувство страха. У таких людей отсутствует, или снижена потребность в общении с другими людьми [5].
П.А. Кисляков, рассматривая проблему благополучия, включает в данное понятие две составляющие: психологическое благополучие и социальное благополучие.
Психологическое благополучие характеризуется такими характеристиками как автономия, компетентность в межличностных отношениях, способность к личностному росту, переживание осмысленности жизни, чувством уверенности и защищенности, позитивным стилем жизни, эмоциональным комфорт, адаптацией в социальной среде.
Одним из условий психологического благополучия подростков является уверенность в себе. Как указывает Л.Ю. Наговец, уверенность в себе создает основу для успешной деятельности в социуме, обеспечивает высокий уровень социальной компетентности и в конечном итоге оказывает влияние на степень удовлетворенности жизнью [3].
Финскими психологами К. Яронен и П. Онстедт-Курки был выделен ряд социально-психологических факторов психологического благополучия, среди которых основными являются открытость и доверительность межличностных взаимосвязей, включенность в жизнь подростков, а также обеспечение чувства значимости [12].
Юношеский возраст характеризуется изменениями во всех сферах жизни личности. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. На данном этапе постепенно снижается значение семьи и сохраняется значение учреждений образования. Резко возрастает влияние социальной микросреды, окружения.
Д.Б. Эльконин определил возрастные особенности юношеского возраста, а именно:
1) осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости и непохожести на остальных, что нередко приводит к появлению чувства одиночества и внутренней напряженности;
2) юноши и девушки открывают свой внутренний мир и испытывают необходимость в духовной близости с окружающими людьми.
Старший подростковый возраст является тем особым периодом, когда молодой человек впервые задумывается о своем предназначении, смысле жизни, профессиональном самоопределении, пытается найти собственный жизненный стиль, стремится к самостоятельности в принятии решений и ответственности за свои поступки.
Неудачные попытки самоутверждения и самореализации формируют негативные установки, основанные на неудачах, приводящие к снижению самооценки, а, следовательно, психоэмоциональному неблагополучию.
Индикаторами стресса у старших подростков, чаще всего являются депрессивность и тревожность, иными словами устойчивые состояния душевной, эмоциональной подавленности. Недостаточное внимание к проявлениям депрессивности у старших подростков, по результатам современных исследований, влечет появление значительных проблем во взрослой жизни [6].
Современные старшеклассники отличаются от своих сверстников других поколений. Командой под руководством Е. Шамис было проведено исследование психологических особенностей современных российских юношей и девушек. Исследование показало, что они более зависимы от цифровых технологий. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем представители предыдущих поколений; ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Современные старшеклассники не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя). Данные исследования свидетельствуют о том, что современные российские старшеклассники имеют особенности, отличные от их сверстников предыдущих поколений. Это обусловлено тем, что современные старшие школьники максимально приближены к информации. Они очень рано начинают пользоваться мобильным телефоном и компьютером. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.
В настоящее время родители все меньше играют роль авторитета для своих детей. Дети нового поколения являются в полной мере «цифровым» поколением, представителям которого легче будет устанавливать контакт с компьютером, чем друг с другом. Для школьников противопоставление виртуального и реального мира не актуально (для них всё это слито воедино, и одно является продолжением другого). Следовательно, ценностные ориентации, в том числе и мотивы выбора профессии школьниками, относящимися к новому цифровому поколению будут меняться.
В связи со стремлением к самоутверждению старшие школьники, как правило, придерживается черно-белой логики. Им свойственен максимализм, что обусловлено недостаточным житейским опытом.
На характер психологического благополучия (в первую очередь таких его компонентов как психическое, социальное эмоциональное благополучие) старших школьников оказывают влияние такие факторы как отношения с родителями, одноклассниками, учителями, школьная жизнь. Эмоциональная угнетенность, подавленность в старшем подростковом возрасте влекут за собой конфликтность, задержку социального развития, непринятие обществом молодого человека в будущем во взрослой жизни [10].
Следовательно, задача педагога не просто поддержать молодого человека, а обучить различным способам решения конфликтных ситуаций, возникающих с родителями, сверстниками и самими педагогами, научить различным способам преодоления стрессовых ситуаций. Более того, педагогу необходимо стать для старшего подростка тем значимым взрослым, к которому за помощью сможет обратиться молодой человек, не боясь остаться неуслышанным и непонятым [9].
Помощь педагога старшему подростку должна оказываться с одной стороны, профессионально, с другой, корректно, оказывая опосредованное влияние на личность молодого человека. Здесь следует говорить о необходимости психологического сопровождения всего процесса взросления, становления личности, саморазвития, самопознания, овладения старшим подростком навыками рефлексии. Кроме того, со стороны педагога, оказание данной помощи является ключевым моментом в формировании у молодого человека уверенности в себе, осознания свободы выбора и степени рациональности своих решений, способности брать на себя ответственность, независимо от правильности выбранных решений и наступивших последствий [2].
Выводы. В заключении можно утверждать, что психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта, а также: психологическое благополучие школьников на сегодняшний день становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения, показателем достижения современного качества образования; современная школа должна быть не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей; психологическое благополучие является неотъемлемой стороной процесса формирования мотивации личности и важным результатом образовательного процесса; формирование открытых и доверительных межличностных отношений между всеми агентами школьной среды; психологическое благополучие на индивидуальном уровне зависит от социального контекста.
Литература:
- Быстрова Н.В., Перова Т.В., Уханов А.Ф., Плотникова Е.Е. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 25-27.
- Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №6. С. 90-92.
- Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 177-180.
- Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.
- Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.
- Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.
- Быстрова Н.В., Хижная А.В., Чумакова Л.А., Коротеева О.Д. Педагогические основы формирования познавательных интересов школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 58-64.
- Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротеева О.Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 37-40.
- Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. – № 7 (часть 5) – С. 888-890.
- Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
- Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188-191.
- Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.
- Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
Комментарии
Добавить комментарий