Е.И. Щебланова Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
Работы Б.М. Теплова, его учеников и последователей заложили теоретические и экспериментальные основания для понимания одаренности с позиций единства, целостности и динамичности. Главное внимание в их работах уделялось изучению способностей, в том числе интеллекта, их внутриличностной природе, связи с другими личностными особенностями, а также возрастным аспектам развития одаренности. Представления об одаренности детей и школьников, разработанные в школе Б.М. Теплова, актуальны и для современной психологии, в которой многие вопросы о взаимосвязях познавательных и личностных компонентов одаренности остаются дискуссионными. В частности, это относится к вопросу о влиянии уровня интеллекта на мотивационно-личностные характеристики детей на разных возрастных этапах. Изучению этого вопроса посвящено наше исследование.
В исследовании участвовали 480 учеников 5, 7, 9 и 11 классов (по 60 мальчиков и девочек каждого возраста) гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов г. Москвы. Более 60% из них обладали высоким уровнем интеллекта (IQ от 125 и выше). Использовались адаптированные нами Мюнхенские тесты познавательных способностей (KFT), включающие вербальные, математические и невербальные шкалы и ориентированные на опережающий уровень умственного развития, а также опросники для выявления мотивационно-личностных характеристик: познавательной активности, мотивации достижений (надежды на успех, боязни неудачи и стремления к достижениям), тревожности (эмоциональности, общей и экзаменационной тревожности, нарушений мышления при стрессе), общей и академической самооценки, организованности работы.
Влияние уровня общего интеллекта и возраста на мотивационноличностные показатели учащихся изучалось с помощью дисперсионного анализа. Независимыми переменными служили суммарные KFT-показатели и возраст (класс). В каждом возрасте выделялись 5 подгрупп равной численности с достоверно различающимся уровнем общего интеллекта: ниже (1) и выше (2) средневозрастного значения, а также умеренной (3), высокой (4) и исключительной (5) одаренности.
Согласно полученным данным, уровень интеллекта учащихся статистически значимо влияет на эмоциональность, общую тревожность и организованность работы при отсутствии влияния возраста. Эти показатели статистически достоверно отличались в крайних подгруппах во всех возрастах: в 1-й подгруппе (ниже нормы) они были выше, чем в 3-й подгруппе (исключительно одаренных).
Значимое влияние уровня интеллекта и возраста было выявлено на показатели академической самооценки, боязни неудачи, экзаменационной тревожности и нарушений мышления при стрессе, однако влияния взаимодействия этих факторов обнаружено не было. Академическая самооценка учащихся во всех классах повышалась с ростом уровня интеллекта, хотя различия между подгруппами одаренных детей были незначимыми. При всех уровнях интеллекта этот показатель был достоверно самым низким в 11 классе, по-видимому, из-за возросшей самокритичности учащихся. Боязнь неудачи, экзаменационная тревожность и нарушения мышления при стрессе снижались при повышении уровня интеллекта: учащиеся с низким уровнем интеллекта достоверно превосходили по этим показателям всех своих сверстников. Влияние возраста проявлялось в максимальных показателях академической самооценки, боязни неудачи, экзаменационной тревожности и нарушений мышления при стрессе у пятиклассников по сравнению со старшими детьми.
Обнаружено также значимое влияние возраста при отсутствии влияния интеллекта на следующие показатели: Надежда на успех, познавательная активность (кроме одаренных пятиклассников, у которых этот показатель был существенно выше, чем у их сверстников с низким уровнем интеллекта), стремление к достижениям, общая самооценка. Показатели надежды на успех, познавательной активности и стремления к достижениям снижались с возрастом: в 5 классе они были самыми высокими, в 7 классе – выше, чем в 11 классе. В 11 классе зарегистрированы также достоверно самые низкие показатели общей (как и академической) самооценки.
В средних и старших классах стабильность и взаимосвязи когнитивных и мотивационно-личностных характеристик увеличиваются, и последние начинают играть важную роль в развитии способностей и достижений, особенно с подросткового возраста. Познавательная мотивация одаренных учащихся наиболее высока в 5 классе и до 7 класса существенно превышает средневозрастной уровень, затем она постепенно снижается и в 9–11 классах не отличается при разных уровнях интеллекта. С возрастом также уменьшается выраженность надежды на успех и стремления к достижениям независимо от уровня интеллекта. Академическая самооценка, напротив, растет при повышении уровня интеллекта, особенно с 8 класса. Влияние возраста проявляется в достоверном снижении академической и общей самооценки в 11 классе, что, по-видимому, связано с усилением самокритичности. Связь между уровнем интеллекта и выраженностью боязни неудачи и всех проявлений тревожности отрицательная и усиливается с возрастом.
лонгитюдное исследование (обследование тех же учащихся трижды с интервалом в 1 год) возрастной динамики личностных характеристик показало, что выраженность познавательной активности постепенно снижалась с возрастом, при этом различия между одаренными и обычными учащимися были статистически значимыми только в период с 5 по 7 классы. В итоге познавательная активность одаренных девятиклассников была достоверно ниже, чем у одаренных пятиклассников. Выраженность надежды на успех также заметно снижалась с возрастом и не отличалась у одаренных и обычных школьников одного возраста. Боязнь неудачи у одаренных была значимо ниже, чем у их менее способных сверстников, и снижалась в период с 5 по 7 классы, а затем оставалась примерно на одном уровне. Показатели тревожности у одаренных детей или не отличались, или оказывались достоверно ниже, чем у их обычных сверстников, особенно в старших классах. Академическая самооценка снижалась в старших классах у всех учащихся, но ее более высокие значения у одаренных, по сравнению с обычными сверстниками, незначимые в 6 и 7 классах, достигали достоверности в 8 и 9 классах.
Таким образом, результаты изучения влияния уровня интеллекта и возраста с помощью дисперсионного анализа в срезовом исследовании согласуются с результатами лонгитюдного исследования динамики личностных показателей интеллектуально одаренных учащихся и их обычных сверстников (возрастной нормы). Эти результаты позволяют заключить, что выраженность, динамика и взаимосвязи когнитивных и личностных компонентов общей одаренности на разных этапах школьного обучения обладают определенной возрастной спецификой.
* Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-06-00648а).
Комментарии
Добавить комментарий