Разделы психологии:
Р.И. Хайрудинова, А.В. Пилишина Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
На современном этапе развития психологического знания наблюдается тенденция к разделению психологических школ по различным направлениям, в отличие от первой половины XX века, где научные школы существовали в русле советской психологии.
На рубеже XXI века неоспоримым фактом становится то, что Московская и Санкт-Петербургская школы являются ведущими научными центрами, на базе которых проходит большое количество серьезных исследований, реализуется множество проектов, открытий, осуществляется тесное сотрудничество с зарубежными коллегами.
Существование различных школ и подходов в психологическом знании, безусловно, позволяет расширить кругозор современных исследователей на изучаемые проблемы, посмотреть на них сквозь призмы разных направлений, а это в свою очередь является важным условием развития психологической науки.
В России интенсивная работа в области психологии осуществляется с момента появления в 1966 году факультета психологии в Ленинградском университете, образованного на базе философского факультета. Ряд исследований советских психологов легли в основу современной психологической науки. Особое место в этом ряду занимают исследования представителя Ленинградской психологической школы – Б.Г. Ананьева. Важную роль в деле формирования факультета как научного учебного центра сыграла теоретическая концепция Ананьева, которая дала начало новой социальной роли психологии как формирующегося центра человекознания и раскрыла суть человека как предмета познания, научно обосновала необходимость комплексного исследования, как основного метода в психологии.
Б.Г. Ананьев – один из замечательных представителей советской психологической науки. В числе его трудов – несколько крупных монографий, вошедших в золотой фонд отечественной психологии. В центре его научных интересов всегда был человек – его разносторонние психические проявления, начиная от процессов ощущений и кончая процессами речи и мышления, сознания и деятельности, их развития на разных ступенях онтогенеза. Предложенный им комплексный подход позволяет изучить человека в целостности как индивида, субъекта деятельности и личности, что позволяет создать общую картину психического развития человека. Данный подход во многом определил последующее развитие психологии. Исследования Б.Г. Ананьева в рамках системного подхода позволили по-другому взглянуть на предмет психологии, где психика рассматривается как многогранная структура. Еще одной, не менее важной, заслугой Б.Г. Ананьева стало исследование жизненного пути человека. Жизненный путь, по его мнению, характеризует человека как личность, что является одной из составляющих человека как системы. Для того чтобы изучить человека и его психику в целом, необходимо проанализировать пройденный путь человека. Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на следующие группы: организационные, методы обработки данных и методы интерпретации. Ананьев изучал взаимоотношения разнородных, разноуровневых компонентов психики, делал упор на выяснении связей познавательных функций и процессов с личностными особенностями.
Ананьев раскрывает, что одним из ключевых потенциалов личности является многокомпонентная и многоуровневая организация познавательных сил, которая включает в себя психические процессы, психофизиологические функции, состояния и свойства.
Помимо разработки проблем онтопсихологии, Ананьев внес большой и содержательный вклад в создание акмеологии, – науки, возникшей на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин, и изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Ананьев и его ученики проанализировали всю совокупность факторов, которые могут определить состояние зрелости человека. Результаты исследования взрослых людей в научной школе Ананьева говорят о том, что, проходя ступень развития зрелости, человек может переживать как фазы подъема и относительной стабильности, так и начинающейся инволюции. Это может относиться и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлению им себя в разных видах деятельности.
С именем Б.Г. Ананьева в нашей историографии связана первая систематическая разработка истории русской психологической мысли. Первые работы по данному направлению вышли в период ВОВ. Главным трудом в данном цикле исследований стала книга «Очерки истории русской психологии XVIII–XIX веков», изданная в 1947 году.
Ананьев давал новую оценку русской психологии, отстаивая ее положение о самобытности и оригинальности, неоднократно подчеркивая при этом богатство традиций и научных идей, накопленных отечественной психологической мыслью. Он говорил, что в «истории русской психологии мы обнаруживаем золотые россыпи психологических идей», сожалел, что наш русский «психологический архив» несправедливо заброшен, с горечью отмечал, что психологи не знают своей собственной истории. Формирование и развитие русской научной психологии, по мнению ученого, представляет собой одну из главных страниц в общей истории нашей отечественной науки. Эти идеи Ананьева представляют огромную научную ценность и в современный период, так как вопросы истории отечественной психологии все еще не заняли ключевой позиции в историкопсихологической проблематике.
Оценивая вклад Б.Г. Ананьева в развитие психологической науки, следует отметить, что данный ученый исследовал широкий спектр проблем психологии, разработал и обосновал новый методологический подход к изучению личности и ее психики, который был реализован в созданных им новых направлениях, таких как онтопсихология и акмеология. Исследования Б.Г. Ананьева направляют, стимулируют современных ученых на новые открытия в области методологии и методов изучения человека и человеческой психики.
Научная школа Б.Г. Ананьева, сохраняя преемственность, существует до сих пор.
Комментарии
Добавить комментарий