Теоретический анализ взаимосвязи утомления и снижения работоспособности с успеваемостью курсантов

Ерофеев Максим, курсант 3 курса 9 факультета Военного университета Министерства обороны (Москва, Россия)
Научный руководитель – д. психол. н., проф Утлик Эрнст Платонович

Аннотация В статье осуществляется теоретический анализ изменения работоспособности курсантов в процессе обучения в вузе, подтверждается предположение о том, что утомление приводит к снижению работоспособности и, как следствие, падению продуктивности ведущей деятельности, отражающейся на успеваемости. Выявляются ключевые факторы и противоречия между учебной деятельностью и несением службы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, курсант, успеваемость, утомление, работоспособность.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN FATIGUE AND REDUCED PERFORMANCE WITH THE PERFORMANCE OF CADETS

Abstract The article provides a theoretical analysis of changes in the performance of cadets in the process of studying at the university, confirms the assumption that fatigue leads to a decrease in performance and, as a result, a drop in the productivity of leading activities, which affects academic performance. The key factors and contradictions between training activities and service are identified.

Keywords: professional training, cadet, academic performance, fatigue, working capacity

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников военных вузов является активная познавательная деятельность курсантов. Данная деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся противоречия между:

  • значительными потоками сведений по дидактическим курсам и недостатком времени для овладения ими;
  • длительным процессом становления профессиональной компетентности будущего специалиста и стремлением в кратчайшие сроки самореализоваться в профессии и проявить себя;
  • потребность в индивидуализации при выборе образовательного маршрута и унифицированным содержанием дидактического процесса (учебные планы, программы учебных курсов и практик и пр.).

Разрешение данных противоречий, с одной стороны, выступает важным условием в формировании профессионально компетентного специалиста, с другой источником появления высокого эмоционального напряжения, которое негативно сказывается на соматическом и психофизическом состоянии курсантов. Знание и понимание курсантами данного конфликта выступает залогом их успешного обучения в вузе.

Сложности в ходе обучения в высшей школе, обусловленные освоением больших потоков информации, формированием профессиональных компетенций, относятся к категории явных. Вместе с тем, есть и латентные проблемы, которые также весомы для успешного обучения и сбалансированности психоэмоциональной сферы курсантов.

К латентным проблемам можно отнести:

  • радикальное расхождение в способах организации образовательного процесса в школе и вузе, которое требует от курсантов высокой степени автономности в освоении дидактического материала;
  • дефицит межличностных и групповых коммуникаций особенно на начальных сроках обучения;
  • изменение прежнего уклада жизни, который сформировался в школе или другом социальном институте, и появление нового, «вузовского»;
  • возникновение новых бытовых обстоятельств, которые чаще появляются у курсантов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.).

Более сложной становится ситуация для курсантов младших курсов. Больших психоэмоциональных и физических затрат требует не только познавательный процесс, связанный с овладением будущей профессией, но и сама Адаптация к новым условиям жизни. Интеграция курсантов в новые условия может быть сопряжена с нервным напряжением, чрезмерной возбудимостью, апатией, спадом активности, тревожностью и т.д.

Успешность обучения в вузе зависит от наличия у курсантов нового типа учебного поведения, более сложных форм интеллектуальной деятельности. Данный тезис подтверждается результатами опроса курсантов-первокурсников, которые к числу трудностей, влияющих на успешность в обучении, относят: умение самостоятельно осваивать содержание курсов – 31% опрошенных курсантов; трансформацию системы контроля за успеваемостью – 23,8%; изменение опросной системы – 16,4%; необходимость конспектировать лекции – 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий – 6,9% [4, с.23-26].

На психофизическом состоянии курсантов отражаются также объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, соматическое состояние, объем дидактической нагрузки, особенность и длительность отдыха и др. Субъективные факторы затрагивают дидактические стимулы, общий кругозор, степень адаптированности, физическую и эмоциональную жизнестойкость, личностные особенности (характер, коммуникабельность, стрессоустойчивость и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезной проблемой для организма становится когнитивная перегрузка курсантов, обусловленная освоением большого количества дидактических курсов, дисциплин, уровень академической сложности и содержательный объём которых всё время возрастает.

Негативное влияние на организм усугубляется при совокупном воздействии нескольких обстоятельств, когда они влияют сообща и принимают хронический характер.

Эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) констатируют, что рост расстройств сердечно-сосудистой системы и других соматических заболеваний среди курсантов обусловлен высокой степенью интенсивности обучения и психо-эмоциональных перегрузок.

К причинам, сопутствующим заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной системы, следует отнести также переломные моменты в жизни, социальные проблемы, конфликты в отношениях с близкими людьми, дефицит времени, смена работы и профессии и т.п.

Чрезвычайно интенсивная интеллектуальная деятельность влияет на состоянии центральной нервной системы и психики. Серьезные нагрузки затрагивают в большей степени такие психические процессы, как внимание, восприятие, мышление, память и пр. Стабильное течение данных процессов возможно при нормальном кровообращении.

Вместе с тем многие факторы, сопровождающие интеллектуальную деятельность курсантов, сокращают продуктивность кровообращения в головном мозге, затрудняют его кровоток. Такими факторами являются: продолжительное нахождение в статичной позе, нервно-психическое напряжение, негативные эмоции, интенсивная деятельность в ситуации недостатка времени, высокая обязательства за результаты своей деятельности и др.

Интенсивная интеллектуальная деятельность ограничивает также возможности организма к её эффективному продолжению, появляется утомление, как естественный ответ организма. К утомлению может привести чувство усталости, которая является предвестником утомления. Усталость усиливается в ситуации индифферентного отношения к своей работе, неудовлетворённости её результатами. Тогда как заинтересованность процессом и результатами своего труда нивелирует чувство усталости. Утомление не всегда снижает эффективность человека во всех сферах деятельности.

Спад работоспособности в одном виде учебной деятельности может сочетаться с продуктивностью в другом виде. Такое фрагментарное утомление характерно для некоторых видов интеллектуальной деятельности и является временным. Утомление нивелируется посредством интенсивного отдыха, включающего физическую активность.

Интенсивность утомления диагностируется по отдельным видимым симптомам, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 Внешние проявления утомления в процессе интеллектуальной деятельности
Изучаемый
симптом
Утомление
низкое умеренное значительное
внимание Эпизодическая отвлекаемость Рассеянное, систематическая отвлекаемость Ослабленное, реакции на внешние раздражители (словесные указания) 322 существенно снижены
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Потребность принять расслабленное положение тела
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому
материалу
Активная включенность Слабая включенность Отсутствие включенности в процесс познания нового, отрешенность

При хроническом перенапряжении нервной системы появляется переутомление, которое сопровождается состоянием усталости до начала деятельности, отсутствием мотивации, отрешенностью, повышенной нервозностью и т.п. Объективными симптомами переутомления выступают: уменьшение массы тела, расстройства пищеварения, повышение сухожильных рефлексов, перепады артериального давления и сердечного ритма, потливость, выраженная реакция кожных покровов, снижение иммунитета и т.п. Таким образом, интеллектуальная деятельность, соседствующая с нервно-психическим утомлением, является испытанием для организма курсанта и при определенном стечении обстоятельств может привести к серьёзным заболеваниям.

Ключевым понятием, определяющим взаимосвязь утомления и успеваемости у курсантов, является работоспособность, диагностика степени выраженности которой может быть критерием для характеристики утомления.

работоспособность определяется, как умение курсанта осуществлять определенные интеллектуальные действия и операции за определенное время и соответствовать определенным критериям эффективности. Сущность работоспособности образуют: специальные знания, умения, навыки; состояние отдельных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.); состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, требуемых для осуществления какой-либо деятельности. работоспособность определяется потенциалом курсанта, соотносящимся с мотивацией и поставленной целью. работоспособность в процессе обучения в определённой степени обусловлена личностными особенностями, темпераментом и пр. Вместе с тем, на неё оказывает воздействие и такие факторы как новизна реализуемой деятельности, увлеченность ей, личная заинтересованность в результате, старательность, педантичность, степень мобильности.

В ходе учебно-познавательной деятельности происходит трансформация работоспособности курсантов в течение дня, недели, семестра, учебного года.

В день занятий курсанты, чаще всего, не сразу включаются в учебный процесс. На первых этапах занятия (5-10 минут) работоспособность курсантов достаточно низкая, требуется время на врабатывание. Период врабатывания может длиться от 10 до 30 минут, после чего работоспособность достигает необходимого уровня для продуктивной работы. Период интенсивного осуществления учебной деятельности может длиться 1,5 – 3 часа, в течение этого времени организм курсантов адекватно реагирует на нагрузки, связанные с решением текущих задач.

После интенсивной работы наступает период полной компенсации, когда обнаруживаются первые симптомы утомления, которые сглаживаются волевым порядком и конструктивными мотивами. В следующий период утомление усиливается, колеблется результативность учебной деятельности – этот период носит название неустойчивой компенсации. Далее идет период стремительно нарастающего спада работоспособности, который в финале деятельности может смениться непродолжительным подъемом продуктивности вовлечения всех ресурсов организма – период конечного прорыва.

Последний период характеризуется резким спадом эффективности и качества выполнения деятельности на фоне падения работоспособности и затухания рабочей доминанты, которая трактуется как временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров [5].

Учебный день курсантов помимо аудиторных занятий предполагает самостоятельную работу по выполнению практических заданий по учебным курсам. Самостоятельная работа курсантами выполняется уже на подъеме работоспособности, что обуславливается не только периодом продолжительного отдыха, но и установкой на успешное обучение. Колебания работоспособности объясняются также тем, что учебный процесс в вузе отличается разнообразием форм учебной работы (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.). Описанное распределение работоспособности в течение учебного дня также характерно и для учебной недели, с той лишь разницей, что указанные стадии имеют большую продолжительность во времени. Так, период врабатывания приходится на первые два дня учебной недели, пик работоспособности приходится на середину, а последние дни (пятница, суббота) – период угасания работоспособности. В отдельных ситуациях на последний день недели может приходиться работоспособности повышение, которое обусловлено эффектом «конечного порыва». График работоспособности может колебаться в ситуации аффективного напряжения, связанного с различными видами деятельности на протяжении учебной недели. К таким факторам относятся: подготовка учебных проектов (курсовых, контрольных, лабораторных и пр.), участие в коллоквиуме, подготовка к промежуточным формам контроля, а также выполнение обязанностей по несению службы (строевая подготовка, служба в наряде, обязанности в соответствии с должностью и т.п.).

Первые 3–3,5 учебные недели первого семестра являются стадией врабатывания, при которой нарастает работоспособность курсантов и как следствие успешность обучения. Далее в течение следующих 2 – 2,5 месяцев следует этап устойчивой работоспособности. Завершение полугодия приходится на спад работоспособности, то есть это время подготовки и сдачи курсантами зачетов. В ходе экзаменов спад работоспособности усугубляется. Возвращение работоспособности к первоначальному состоянию происходит во время каникул, а в случаях, когда отдых сочетается с физической активностью, то, как отмечают исследования, можно увидеть подъем работоспособности. Второе полугодие имеет некоторые особенности по сравнению с первым: более коротким периодом врабатывания до 1,5 – 2 недель; более устойчивой работоспособностью в середине семестра; более интенсивный ее спад в ходе экзаменов и зачетов; более длительный период восстановления из-за значительной глубины утомления [3].

В соответствии с Уставом и положением Университета по организации внутреннего порядка и внутренней службы за подбор личного состава, готовность, подготовку, своевременное прибытие на инструктаж, развод отвечают командиры подразделений. В ночь перед нарядом весь состав освобождается от всех занятий, работ, идет отдыхать. В день заступления личному составу должны предоставить не менее 3 ч. на подготовку, 1 ч для отдыха – сна. Подготовку осуществляет старшина либо другое уполномоченное на это лицо.

Лицам суточного наряда во время несения службы разрешается отдыхать лежа (спать) не более 4 часов в установленное время.

Основные типы задач, решаемых в наряде: обеспечение порядка; охрана личного состава, материальных ценностей, имущества; своевременное выявление нарушений и доклад для принятия экстренных мер; обеспечение питанием; выполнение ремонтных работ.

Сложность и трудозатратность действий в наряде определяется спецификой решения конкретных задач. Однако, наиболее ответственной задачей является охрана личного состава, материальных ценностей, имущества. Сложность этой задачи состоит в том, что она выполняется при любых погодных условиях, в разное время суток (возможно с оружием). Наряд воспринимается курсантами как неотъемлемая часть службы, требующая дополнительных усилий, затрат времени и сил. Таким образом, поводя итоги можно констатировать, что успешное обучения курсантов с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами возможно в ситуации сочетания интенсивной интеллектуальной работы с активным отдыхом.

Литература

  1. Ерофеева М.А. Образовательная среда вуза как фактор становления личности студентов / М.А. Ерофеева, О.Л. Мироненкова // В сборнике: Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XXV Международного симпозиума. 2020. С. 134-140.
  2. Караяни, А.Г. Приемы психической саморегуляции: практическое пособие для телохранителей / А.Г. Караяни. – М., 1992. 
  3. Корчемный, В.А. военная психология: методология, теория, практика / П.А. Корчемный. – М.: Воениздат, 2008. – 280с.
  4. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р.С. Немов. –4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  5. Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Ерофеев М. Теоретический анализ взаимосвязи утомления и снижения работоспособности с успеваемостью курсантов // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 319-324.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки