Применение метода case-study при подготовке курсантов-будущих инспекторов ПДН

Разделы психологии: 

Брылева Ю.А.-кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД, ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», г. Москва

Аннотация В статье актуализируется подготовка кадров для органов внутренних дел по специальности – социальная педагогика. Современное социокультурное общество нацеливает сотрудников органов внутренних дел на оперативное профессиональное решение сложившихся ситуаций. В свою очередь образовательный процесс претерпевает некоторые изменения, появляется колоссальное количество противоречий в условиях профессиональной подготовки кадров. Несмотря на все трансформации в образовании, практика показывает, что необходимо строить образовательный процесс, нацеливающий курсантов на гуманно ориентированную позицию личности-профессионала.

Ключевые слова: курсант, инспектор ПДН, образовательный процесс, метод анализа конкретных ситуаций (case-study), профессиональная деятельность, предупреждение.

APPLICATION OF THE CASE-STADIUM METHOD IN THE TRAINING OF CADETS-FUTURE INSPECTORS OF JUVENILE AFFAIRS

BrylevaYu.A.-senior lecturer of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. J. Kikot, candidate of pedagogics

Abstract The article updates the training of personnel for the internal affairs bodies in the specialty-social pedagogy. The modern socio-cultural society aims the employees of the internal affairs bodies at the prompt professional solution of the existing situations. In turn, the educational process is undergoing some changes, there is a huge number of contradictions in the conditions of professional training. Despite all the transformations in education, practice shows that it is necessary to build an educational process that aims cadets at a humanely oriented position of a professional person.

Keywords:cadet, inspector of juvenile affairs, educational process, method of analysis of specific situations (case-study), professional activity, warning.

Современное социокультурное общество с учетом всех произошедших трансформаций его компонентов, включая и образовательный компонент, требуют от сотрудника органов внутренних дел не только грамотного, компетентностного, квалифицированного принятия решения, но и оперативного (стратегического), творчески обдуманного разрешения сложившейся ситуации (по принципу «здесь и сейчас»).

В связи с запросом заказчика (Министерство науки и высшего образования – при подготовке кадров в области социальной педагогики, а также Министерства внутренних дел – при подготовке кадров в области социальной педагогики, в частности - специалистов по работе с несовершеннолетними, их родителями / законными представителями и субъектами профилактики – инспекторов по делам несовершеннолетних) перед профессорско-преподавательским составом остро встает вопрос о подготовке кадров, способных к профессиональному выполнению своих должностных обязанностей, вопрос о формировании у обучающихся компетенций, прописанных и утвержденных ФГОС ВО [2].

Особую актуальность среди подготовки специалистов вызывает направление подготовки 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета, специальность – социальный педагог). Одним из проблемных вопросов, возникающих среди профессорско-преподавательского состава, в профессиональной подготовке указанных специалистов (помимо прописанных выше традиционных) возникает вопрос о готовности обучающихся к успешному взаимодействию с несовершеннолетними, их родителями / законными представителями и субъектами профилактики (в частности при подготовке кадров в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя – единственнной образовательной организации системы МВД России, занимающейся подготовкой специалистов по обозначенному направлению).Подготовка указанного направления ориентирует выпускников образовательной организации на службу и профессиональную деятельность в подразделениях по делам несовершеннолетних (далее – ПДН)[5]. В связи с этим, в процессе обучения у курсантов и слушателей важно сформировать комплекс общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Как показывает опыт и практика, ( особую значимость при подготовке инспекторов (специалистов) ПДН приобретает формирование гуманно ориентированной позиции личности (что и отражает сущность сформированного комплекса компетенций – готовность к успешному выполнению профессиональных обязанностей), позволяющей решать круг задач в сфере социально-педагогической, психологической и юридической направленности. Одной из ведущих в профессиональной деятельности инспектора ПДН выступает - предупредительная. В педагогическом направлении под предупреждением следует понимать системную межведомственную многоуровневую деятельность специалистов по организации эффективной гуманно ориентированной учебно-воспитательной среды для личностного развития детей, подростков, юношества в межинституциональном социокультурном кластере.

Кафедрой педагогики Московского университета МВД России осознаются риски абсолютизации одного подхода над другими [5]. В связи с этим транслируя базовые положения научного направления «Педагогика смысложизненных ориентаций» (И.В. Ульянова), кафедрой был оптимизирован процесс подготовки кадров. Процесс подготовки внутренне поделен на этапы обучения, которые сопряжены со всеми периодами обучения курсантов и слушателей:

- адаптационный этап (О.В. Свинарева, И.В. Ульянова);
- квазипрофессиональный этап (А.А. Базулина,[1], Ю.А. Брылева, И.Г. Евсеева, М.А. Ерофеева [3], Е.А. Никитская, И.В. Ульянова);
- стажировочный этап (А.А. Базулина, Ю.А. Брылева, О.М. Дорошенко, И.Г. Евсеева, М.А. Ерофеева, Е.А. Никитская, И.В. Ульянова).

Для адаптационного этапа приоритетны личностное и учебно-воспитательное направления образовательного процесса. Реализуются методики преимущественно личностно развивающего содержания: личностной и групповой рефлексии, (включая позитивные воспоминания о собственном детстве), актуализации эмпатии; творческие проекты; тренинги личностного роста; первичное взаимодействия с несовершеннолетними уровня социокультурной нормы; профилактические беседы и упражнения. Для квазипрофессионального периода приоритетны квазипрофессиональное и служебное направления. На основе этих направлений реализуются соответствующие методики: кейсинг; моделирование; коммуникативные тренинги; деловые игры, ориентированные на разные возрастные группы несовершеннолетних и различных субъектов профилактики; ознакомление с вариантами профессиональной деятельности сотрудников ОВД, систематическое взаимодействие с несовершеннолетними, для которых характерно отклоняющееся поведение. Стажировочный этап охватывает все направления методической подготовки обучающихся и связан с методами погружения в профессиональный процесс, профессиональным консультированием в условиях наставничества, перспективного моделирования, комплексного анализа первичного профессионального опыта, отчета (Ю.А. Брылева).

Значимым методом, используемым в образовательном процессе на квазипрофессиональном этапе, в целях формировании у курсантов-будущих инспекторов ПДН гуманно ориентированной позиции личности, выступает метод анализа конкретных ситуаций (метод case-study/ кейс-метод – проблема, случай).

Содержание и конструирование метода case-study будет носить междисциплинарный и ситуационный характер, в процессе которого поступает конкретная задача проблемного характера. Критериями при решении озвученных case-study выступают не только их оперативное решение с учетом межведомственного взаимодействия, но и с учетом возрастных, гендерных особенностей, с определением формы и методы работы. Формами работы при использовании данного метода в образовательном процессе выступают: индивидуальная, групповая (парная, триадная).

Разрабатываемые ситуации приближаются к определенной тематике (конкретной теме) и дают возможность размышлять курсантам-будущим сотрудникам ПДН над экзистенциальной проблематикой, закрепляя полученные теоретические знания, дискутируя над проблемными вопросами, сопряженными с оглашенной ситуацией и встречающимися в процессе практической деятельности (дискретной практики).

Познавательная активность курсантов сопряжена с такими компонентами, входящими в структуру компетентностного подхода как: мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный. Все компоненты позволяют не только проработать и закрепить теоретические знания, и сформировать профессиональные умения, необходимые для успешного взаимодействия с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) и другими субъектами профилактики. Например, в рамках учебной дисциплины «Социальная педагогика» на практическом занятии дается такая конкретная ситуация: «Социальный педагог МОУ СОШ № 1 передал информацию инспектору ПДН о том, что 7 «Б» класс перестал слушаться педагогов, успеваемость резко снизилась, выявляются два лидера, отличающихся девиантным поведением».

Метод case-study, используемый в образовательном процессе курсантов и слушателей, позволяет не только отработать внештатные ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности у молодого специалиста (ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»), но и сформировать необходимые умения для самостоятельной деятельности обучающихся, освоить социоэкзистенциальные роли: Я-полицейский, Я-социальный педагог, Я-инспектор ПДН, посредством чего и актуализируется смысложизненноориентационный характер данного метода.

Литература

  1. Базулина А.А. Проблемные аспекты применения инновационных технологий в подготовке курсантов ВУЗов МВД России // Наследие отечественной педагогики как ресурс инновационного развития Российского образования в XXI веке (к 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. С. 55-58.
  2. Душкин А.С. Модель психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 9 (67). С. 38-43.
  3. Ерофеева М.А. Формирование нравственной устойчивости как интегрального профессионального важного качества личности сотрудников полиции / М.А. Ерофеева, О.Л. Мироненкова, О.М. Дорошенко, И.Г. Евсеева // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 149-162.
  4. Попова Т.А. Практика научно-образовательного проекта: развитие soft-skillsу курсантов университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Портрет инспектора ПДН: сборник научных трудов Всероссийской конференции. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. С. 198-200.
  5. Ульянова И.В. Смысложизненноориентационная проблематика образовательного процесса // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2019. С. 104-108.
  6. Ульянова И.В. Формирование гуманистической личности сотрудника ПДН как актуальный фактор успешности его профессиональной деятельности // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2018. № 1. С. 72-76.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Брылева Ю.А. Применение метода case-study при подготовке курсантов-будущих инспекторов ПДН // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 147-150.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки