Разделы психологии:
Селюч Марина Григорьевна, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук, ФГБУ ВО Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Амурской области
Ключевые слова: профессионализм деятельности, профессионализм личности, профессиональная востребованность, личность, акмеологический подход
ACMEOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PROFESSIONAL DEMAND FOR A PERSON (ON THE EXAMPLE OF A UNIVERSITY TEACHER)
Seluch Marina G., Professor of the Department of psychology and pedagogy, faculty of social Sciences is leading the way IN the Amur state University, Blagoveshchensk, Amur region
Keywords: professional activity, professional personality, professional relevance, personality, acmeological approach
Акмеологический подход позволяет исследовать личность преподавателя вуза как активного субъекта деятельности, способного на основе имеющихся возможностей и ресурсов решить возникающие и поставленные перед ним задачи, путем самореализации. В нашем исследовании закономерностями выступают устойчивые связи и соотношения между профессионализмом профессиональной деятельности и профессионализмом личности.
Личность достигает вершины личностно-профессионального развития на определенном этапе, предполагающем формирование психических свойств и механизмов в процессе профессиональной деятельности [2], развитием способности разрешать противоречия [1], поиском смысла жизни [5]. Акмеологический подход включает выявление условий для личностных достижений и полной самореализации; учет внешних показателей деятельности (успешность, результативность) и внутренних состояний (мотивация к деятельности, самореализации); изучение индивидуальности при выборе путей движения к профессионализму; Осознание «психологической цены» высоких достижений.
Акмеологический подход определяет интегративное изучение деятельности и личности по следующим направлениям:
- реальные оптимальные измерения достижений развития (при выявлении наличной стадии) за счет акмеологической поддержки;
- разрешение внешних и внутренних противоречий (в качестве движущих причин развития психики и личности), которые, с одной стороны, прогнозируют сам процесс развития, а с другой, позволяют более эффективно организовать психолого - акмеологическое сопровождение;
- субъектная активность педагога является движущей силой, источником реализации личностных потенциалов, что предусматривает свободную самостоятельность в выборе целей профессиональной деятельности;
- индивидуальный характер развития опосредован личностными качествами и складывается из таких компонентов, как отношение педагога к профессиональному творчеству и на его основе – к уровню достижения продуктивности профессиональной деятельности, ее значению в окружающем социуме.
В основе личностно-профессионального развития преподавателя вуза лежит принцип саморазвития, детерминирующий его способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Акмеологический аспект подчеркивает, что из результатов профессиональной деятельности выводятся характеристики самоизменения посредством моделирования и практического достижения более значимого результата в профессиональной деятельности и, в конечном счете, профессиональной востребованности.
В современной науке профессиональная востребованность изучена в трудах Е.В. Харитоновой. По мнению автора, данный феномен является неотъемлемой частью Я-концепции (на стыке ее когнитивного и эмоционального компонентов) и имеет иерархическую зависимость и связь с целым рядом психологических образований.
удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала, переживание профессиональной востребованности, отношение к себе как компетентному и авторитетному профессионалу, адекватная оценка результатов профессиональной деятельности в научных подходах Е.В. Харитоновой [12], интерпретируется как эффективность личности и это созвучно акмеологическому принципу профессионализма деятельности. Именно акмеологический подход позволяет соотносить профессиональную востребованность с проблемой становления жизненного пути, «единственного и неповторимого» (М.М. Бахтин) [3, с.7], а профессиональную деятельность как одну из наиболее значимых ценностей человека и существенный компонент структуры его смысложизненных ориентаций.
Достижению высокого уровня профессионализма способствует реализация врожденных и приобретенных характеристик. Она выражается умением интегративно увидеть и оценить разные этапы своего профессионального пути, понять причины чередования периодов достижений и потерь, охватить этапы своей профессиональной жизни в их взаимосвязи и целостности, правильно осуществить самопрогноз своего дальнейшего профессионального роста.
Основанием профессиональной востребованности выступает свободный выбор: «никто и никогда не сможет дать человеку ощущение открытия собственных безграничных возможностей. Можно лишь лично, сознательно и свободно вмещать из пространства непрерывные ступени. Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому» [9,с.15].
Акмеологический аспект исследования профессиональной деятельности заключается в том, что она становится фактором развития педагога. В постоянном развитии человек «всегда находится впереди себя» и «никогда не совпадает с собой» [13,с.47]. Показано, что «….одержимость, вырастающая из отношения человека к главному делу своей жизни… помогает ему постоянно искать все новые ресурсы в себе и пытаться по – новому их использовать, чтобы решать все более трудные задачи… и одновременно достигать таким образом более высокой ступени в своем развитии» [4,с.41]. В профессиональной деятельности педагог приобретает свое истинное Я.
Современная ситуация в системе высшего профессионального образования требует от педагога больших резервов самообладания, саморегуляции и самоэффективности. В основе профессиональной востребованности лежит акмеологичесий принцип профессионализма личности, детерминирующий способность педагога превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к принадлежности к профессиональному сообществу, восприятии отношения других к себе как значимому профессионалу и самоотношению к себе как значимому для других [12].
Под профессионализмом личности мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, независимость, сопричастность, нравственная чуткость и т.д.. Личностное становление с позиции акмеологического подхода полностью опирается на самостоятельный выбор как «безграничное достижение границы и всегдашней неопределенности ее достигнуть» [6, с.542]. Личность, выбирая цель и прогнозируя будущую активность в каждый момент времени, стремится соответствовать не только себе, но и миру. Для этого необходима полная собранность и возможность вызреть из собственного будущего. Иными словами, прогнозируя активность, педагог всегда занимает личностную и социальную позицию, потому что он одновременно обращен и в мир и в себя [8].
Содержательно профессиональную востребованность следует рассматривать в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, включающего повышение инициативы и ответственности, личностной свободы, овладение социокультурными нормами и критического отношения к ним, когда «данные извне нормы становятся творчески преобразованными и свободно избранными» [7, с.235]. Процессуально - с системных позиций превращение общечеловеческих ценностей в личностные, в нравственную чувствительность.
Таким образом, профессиональная востребованность с позиции акмеологического подхода рассматривается как составляющая Я-концепции. Она включает высокий уровень востребованности («пользуется огромным спросом») как успешного профессионала и как социально востребованного нужного и значимого члена профессионального коллектива.
Сформулируем выводы.
Специфика акмеологического подхода определяется: а) выявлением условий для личностных достижений и полной самореализации; б) учетом внешних показателей деятельности и внутренних состояний ; в) осознанием индивидуальности в выборе путей к профессионализму; г)«психологической ценой» высоких достижений.
Профессиональная востребованность педагога реализуется параллельно двумя неотъемлемыми процессами: изменением характера профессиональной деятельности, которая в свою очередь одновременно обуславливает одно из главных профессиональных предназначений (стимулирует личностные потенции) - профессионализм личности (сотворение личности) через ее возможности, задавая задачи и цели деятельности и определяя ее виды.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.5-14.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2001.288с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979. 423с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М, 1998. 168с.
- Знаков В.В. понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия.// Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-9.
- Лосев А.Ф. Самое само: сочинения. М.:ЭКСМО-пресс, 1999.
- Лотман Ю.М. воспитание души. СПб.: Искусство,2003.
- Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
- Рерих Н.К., Рерих Е.И. Учение живой этики: воспитание в общине. – Новосибирск, 1996.
- Cелюч М.Г. Акмеологические особенности профессионального творчества руководителя образовательной организации (научная монография). Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский институт развития образования. 2013. 154 с. ISBN 978-5-43-95-0016-1
- Cелюч М.Г. Акмеологическая направленность управленческой деятельности руководителя системы образования (научная монография). Благовещенск: ГАУ ДПО «АмИРО», 2015. 217 с. ISBN 978-5-4395-0026-0
- Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности [Текст]: дис. ... док. псих. наук: М., 2012. 569 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М: Республика, 1993
Комментарии
Добавить комментарий