Н.Е. Суркова Академия социального управления, Москва, Россия
Человек в современном мире имеет уникальные возможности. Технологический прогресс сегодня позволяет удовлетворить любые его желания, но, к сожалению, это привело к появлению общества потребления.
Все чаще мы слышим о потере смыслов, нравственном кризисе, разрушении обще- человеческих норм морали. Очевидно, что решить задачи устойчивого развития только путем популяризации знаний об экологии недостаточно. Необходимо формирование правильного отношения к природе, которое возможно только при наличии определенных жизненных и ценностных установок у человека. Личность в логике устойчивого развития — это гражданин мира, ответственный за сохранение на Земле природного и культурного наследия.
социализация как процесс, формирующий гражданина общества будущего, должен стать предметом пристального внимания. В настоящее время многие исследователи в области психологии и социологии отмечают, что процесс усвоения социальных норм, да и сами нормы претерпевают кризис.
Актуальным становятся не только демонстрация и привитие подрастающему поколению социальных норм, но и формирование определенных личностных качеств и компетенций, которые помогут человеку войти в сложный, неопределенный мир.
Опережающая социализация — это формирование необходимых качеств и компетенций, позволяющих личности успешно социализироваться в изменяющемся мире не только в настоящем, но и в будущем.
Вызовы современного мира создают предпосылки для изменений подходов к образованию и социализации. В образовании будущего должен смещаться акцент со знаниевой парадигмы к парадигме формирования необходимых компетенций. «Нам стало ясно, что будущее не столько за навыками, которые помогут нам программировать роботов, сколько за теми навыками и качествами, которые делают нас людьми — в первую очередь, это способность к сопереживанию, эмпатия» [1].
Образование для будущего — это образование, которое позволит человеку ответить на вопросы: кто я? какой я? какие у меня сильные и слабые стороны? какой у меня потенциал? как мне жить в глобальном, малопредсказуемом, вариативном мире? и т.д.
Человеку в будущем важнее будет понимать последствия своих действий, ощущать связь себя с мировой системой. Способность человека взять ответственность за свои действия становится ключевым качеством личности. Сравнительно недавно в психологии появилось направление, которое называют экзистенциальным. Авторы и последователи этого направления ( А. Асмолов, Д. Леонтьев) признают человека как личность, способную к самосовершенствованию, самоизменению. Актуальными становятся «экзистенциальные компетенции», которые включают способность ставить и достигать цели, готовность к самопознанию, самоанализу и т.п.
А. Маслоу называл такую личность самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность принимает себя, понимая свои достоинства и недостатки, способна противостоять мнению большинства.
Схожие характеристики можно обнаружить в описании автономной личности. Понятие автономная личность часто используется как синоним самодетерминирующейся личности.
В целом сегодня опережающую социализацию личности связывают с такими ее характеристиками, как саморегуляция, коммуникация, толерантность, стремление к саморазвитию и самообразованию, самореализация.
Еще одной важной характеристикой социализирующейся личности является ее жизнестойкость (резильентность). Она предполагает наличие трех характеристик: вовлеченность, контроль и принятие риска. Сегодня понятие жизнестойкость рассматривают не только в узколичностном аспекте. С точки зрения комплексного подхода жизнестойкость — это интегральный показатель психических, психофизиологических и личностных характеристик [2].
Понятие жизнестойкость использовали при обозначении и описании такого понятия, как личностный потенциал. Но данное понятие хотя и имеет прямое отношение к понятию личностного потенциала, но не полностью его охватывает. «Личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности» [3, с. 13]. В структуру личностного потенциала помимо жизнестойкости входят такие понятия, как оптимизм, самоэффективность, толерантность к неопределенности, самоконтроль, рефлексивность, саморегуляция.
В связи с глобальным экологическим кризисом, социальной нестабильностью переосмысление процесса социализации, социальных норм является действительно актуальным. Создание условий для опережающей социализации, предполагающей развитие личностного потенциала, можно считать оптимальным вариантом, способствующим формированию личности для общества будущего.
Литература
- Лукша П. Образование для сложного общества // Доклад Global Education Futures. 2017. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения 30.05.2019).
- Dzyatkovskaya E., Saraeva N., Galiakberova I., Suhanov A., Mysnikova E. Information connected characteristics of the youth’s resilience in the unfavorable environment / EEIA 2018 — International Conference «Education Environment for the Information Age» // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Volume XLVI — EEIA. 2018. No. 23. Рр. 195–202.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: смысл, 2011. 675 с.
Комментарии
Добавить комментарий