Сложностное энерго-вещественно-информационное моделирование реальности субъектом познания

Н.Р. Сабанина, В.С. Меськов Институт «Высшая школа образования»; Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия

Моделирование как метод познания реальности. Исторически характер процесса познания соотносится с господствующими в ту или иную эпоху картинами мира, моделями мира, мировоззрением и соответствующими онтологическими и гносеологическими допущениями исследователя. В зависимости от них происходит моделирование реальности как создание ее подобий в различных представлениях. «Анализ научной литературы, в которой применяется термин “модель”, и сложной процедуры построения научных теорий, их экспериментальной проверки, описания и объяснения, изучаемых явлений показывает, что этот термин употребляется, прежде всего, в двух совершенно различных, прямо противоположных значениях: 1) в значении некоторой теории и 2) в значении чего-то такого, к чему теория относится» [1, c. 7].

Так, если рассмотреть существенные элементы любой картины мира, то, например, типичные для античной эпохи возможности независимого рассмотрения пространства («хора», «пустота», «топос») и времени («подвижный образ вечности», «число движения по отношению к предыдущему и последующему») в классической и неклассической науке видоизменяются. В классике пространство и время уже могут быть заданы как пара и трактуются (по И. Канту) как «чистые формы всякого чувственного наглядного представления». Так, «время есть не что иное, как субъективное условие, под которым осуществляются в нас все наглядные представления» [2, c. 87]. При этом пространство, аналогично, есть условие представления объектов внешней по отношению к познающему субъекту реальности. В неклассической картине мира формируется понятие «пространственно-временной континуум». Так, например, в общей теории относительности А. Эйнштейна восприятие реальности существенно расширяется. При движении объектов со скоростями, приближающимися к скорости света, отклонение от законов классической динамики становится все более ощутимым. Данное отклонение и есть релятивистский (относительный) эффект, в соответствии с которым и строится новая теория движения (в квантовой механике).

Характеристики постнеклассической картины мира вносят эффект «относительности» буквально во все: предполагается, что «в мире не существует абсолютно изолированных и абсолютно самодостаточных (закрытых) объектов и систем; все реальные объекты и системы являются открытыми и постоянно обмениваются веществом, энергией и информацией… и далее… устойчивость подобных сверхсложных систем в значительной степени определяется не только причинным взаимодействием (как в классике, — НРС) между составляющими их элементами…» [3, c. 332], а также недетерминистическими и индетерминистическими взаимодействиями субъектов реальности.

Таким образом, под реальностью будем понимать все то, условием существования чего является субъектная пространственно-временная протяженность. Причем целостность [4, c. 35] является одной из существенных характеристик такого типа реальности. Так, идеи «относительности» и «подобия» в постнеклассике замещаются понятиями «сложностность» и «трансдисциплинарность». Последняя является основанием использования атрибута «целостность». В постнеклассической парадигме науки познавательная способность субъекта неотделима от целостности.

Сложностная энерго-вещественно-информационная модель мира. Познавая, человек фиксирует сложноустроенные уровни реальности, что вызывает изменения его способности познания. Последнее приводит к возникновению новых теорий, описывающих реальность, которые встраиваются в картину мира познающего, также трансформируя ее. На основании полученного знания и приобретенной системы ценностей мы конструируем внутреннюю и внешнюю искусственные среды своего существования. Познание является способом моделирования реальности сознательной формой жизни (СФЖ). Последующее возрастание степени сложности картины мира проявляется в создании и прочтении постнеклассических текстов, отражающих уровень познавательной способности человека. Многоуровневая реальность разворачивается в процессе создания и прочтения постнеклассических (ПНК) текстов культуры в их доязыковом, языковом и постъязыковом представлениях.

Анализ ПНК-текста является основой для построения «отношений сложностности», формирования логической теории ПНК-текста, а также создания основоположений описания сложностной четырехплоскостной семиотики. Введение отношений сложностности в двух пониманиях — сл. 1 (отношения между ЭВИ-объектами) и сл. 2 (отношения между ЭВИ-объектами и элементами ПНК-текстов)) для конструирования постнеклассических объектов дало возможность: описания структуры ПНКтекста; систематизации его элементов (субъект, деятельность субъекта, ценность, осуществление отношений сложностности); создания модели четырехплоскостной семиотики (основные элементы: знак — значение — смысл — чувство); построения сложностной модели познания на основании трансдисциплинарного подхода. Введение энерго-вещественно-информационной модели мира и методологии (ЭВИ ММиМ) позволило определить понятия сл. 1, сл. 2, задать отношения «сложностности». Введение ЭВИ ММиМ в контекст научного рассмотрения снижает уровень неопределенности в области характера оперирования ЭВИ-объектами и дает новые возможности для реинтерпретации смыслов культуры.

Сущность происходящих сегодня изменений заключается в исследовании новых возможностей оперирования информацией человеком и человеческим сообществом: интернет коммуникации, многоагентные системы и др. При этом трансформации претерпевают все формы культуры. Новые отношения открытости задают среду, предполагающую изменение характера многих видов деятельности [5, c. 237]. Существенные изменения происходят в экономике, образовании, науке, информационные процессы коснулись даже религии. При этом искусственные технологии опережают естественные возможности СФЖ по оперированию информацией. Задачей культуры и соответствующих образовательных сред является обеспечение условий для того, чтобы тело и мозг человека смогли пройти культуросообразный путь трансформации в триединстве его природы без потери целостности.

ЭВИ-моделирование прототипа постнеклассической реальности. Человеку предстоит овладеть не только созданием сред своего существования, но и способами «моделирования своей телесности» посредством сознательной способности. Освоение функции целостного оперирования ЭВИ-объектами (добывания, сохранения, использования, перераспределения, наследования, утраты) может предложить человечеству принципиально новые возможности и уровни его существования. Возникают предпосылки формирования структур и сред ЭВИ-мира путем познания и творения. Достижимой становится энерго-вещественно-информационная самоорганизация на новых уровнях сложностностности.

Будем осуществлять моделирование ЭВИ-модели мира методом МВАК(м) [6].

  1. Путем экспликации положения дел в мире строим прототип.
  2. Вводим в описание прототипа идеализированные объекты: энергия (Э), вещество (В), информация (И) (путем идеализации и абстрагирования), находящиеся в отношениях сложностности.
  3. Исследуем полученную постнеклассическую модель, соответствующую прототипу, которая включает ЭВИ — объекты. Полученную конструкцию будем называть ЭВИ моделью мира.
  4. В случае, если мы находим в ней новые результаты по отношению к прототипу, переносим их на прототип. Исследуем его на предмет полноты, непротиворечивости и разрешимости. В положительном случае можно сделать заключение об адекватности модели прототипу.
  5. Экстраполируем результаты, полученные на прототипе, для описания реальности.

Такими новыми результатами, найденными на модели (постнеклассическая модель культуры), являются, в том числе, ценности[1], проявленные в различных культурах и применимые на отдельных уровнях взаимосодействия. Используя ценности, решаем реальную задачу описания образовательных сред [8].

Метод сложностного ЭВИ-моделирования реальности может позволить устранить ошибки, которые не только не могут быть решены, но и даже поставлены при моделировании на более низком уровне абстрагирования [9–11]. Так, например, моделирование цивилизационно-культурных процессов может быть более адекватным при условии использования систематизации по признаку — оперирование ЭВИ-объектами.

Литература

  1. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. 303 с. C. 7.
  2. Кант И. Критика чистого разума. Предисловие к первому изданию / пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1999. 655 с. C. 87.
  3. Лебедев С.А. Структура научной рациональности // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 66–79.
  4. Солонин Ю.Н. Концепты и логические модели теорий целостности // Понятие целостности в логико-методологическом аспекте: тр. науч. семинара по целостности. М.: Международный издательский центр «Этносорциум», 2012. 216 c. C. 35.
  5. Сабанина Н.Р. Моделирование познания: история, современность, будущее // Когнитивистика, матетика в образовании. Философские проблемы и практические приложения / кол. авторов; под ред. В.Г. Кузнецова, В.С. Меськова, Н.Р. Сабаниной. М.: РУСАЙНС, 2019. 458 с. C. 237.
  6. Меськов В.С. Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 11.
  7. Сабанина Н.Р. Постнеклассическая концепция культуры: трансдисциплинарное монографическое исследование / Меськов В.С. (н. ред.). М.: РУСАЙНС. 2018, 400 с. C. 47.
  8. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности: дис. … д-ра филос. наук / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ). М., 2009.
  9. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. О возможности универсальной концепции истины и ее критериях // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32). С. 49–58.
  10. Ивлев В.Ю. Категории модальности и их употребление в современных биологических концепциях // Гуманитарный вестник. 2017. № 1 (51). С. 2. DOI: 10.18698/2306-8477-2017-1-409
  11. Невдобенко О.И. Подходы к семантическому определению отношения логического следования // Гуманитарный вестник. 2017. № 12 (62). С. 8. DOI: 10.18698/2306-8477-2017-12

[1] Ценности понимаются как метапринципы различных уровней взаимосодействия, выработанные в культуре, в процессе оперирования ЭВИ-объектами [7, c. 47].

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Сабанина Н.Р., Меськов В.С. Сложностное энерго-вещественно-информационное моделирование реальности субъектом познания // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 257-260.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки