И.Е. Козлова, О.С. Алексеева Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
Отношения с сиблингом во многом определяют характер социальной адаптации ребенка (Dunn, 1988), они сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни человека, и могут не терять своей значимости и во взрослом возрасте. Сиблинговые отношения включены в единую семейную систему, и непосредственно связаны как с родительско-детскими, так и с супружескими отношениями. Можно сказать, что детальное исследование личности сиблингов и характера сиблинговых отношений дает возможность для более полного раскрытия закономерностей развития личности ребенка в целом. Вместе с тем в контексте семейных исследований именно вопросу сиблинговых отношений уделяется незаслуженно мало внимания.
В психологической науке начало изучению собственно сиблинговых отношений положила психоаналитическая школа. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Адлер полагал, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин «развенчивание» (dethronenment) для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи (Adler, 1928).
В ранних сиблинговых исследованиях особое внимание уделялось изучению влияния на развитие личностной и когнитивной сферы таких характеристик, как порядок рождения, разница в возрасте между детьми, соотношение по полу в сиблинговых парах. Мак-Голдрик и Герсон выделяли следующие факторы, влияющие на развитие сиблинговых отношений: пол, разница в возрасте, время рождения каждого ребенка в истории семьи, характеристики личности ребенка, сиблинговая позиция ребенка по отношению к сиблинговой позиции родителя. Данный подход к исследованию сиблинговых отношений был подвергнут жесточайшей критике. Так, Стокер, Данн и Пломин в своем исследовании факторов, влияющих на качество сиблинговых отношений (таких как материнское поведение, Темперамент ребенка, возраст и семейная структура) пришли к заключению, что наименьшее влияние на характер сиблиновых отношений оказывают такие параметры как семейная структура и семейная позиция сиблингов (Stocker et al., 1989). Было показано, что различные конфигурации семейной структуры в среднем объясняют 1–2% вариативности в сиблинговых отношениях (Daniels et al., 1985).
Большинство современных исследований сосредоточено на изучении сиблинговых отношений во взаимодействии с супружескими и родительскодетскими отношениями. Существует довольно обширный ряд работ, в которых анализируется влияние сиблинговых отношений на когнитивное и личностное развитие ребенка.
Исследователи, занимающиеся сиблинговыми отношениями, зачастую указывают на взаимозависимость таких переменных как характер отношений между родителями, общий эмоциональный климат в семье и качество отношений в сиблинговой паре. В научной литературе, посвященной изучению способов реагирования детей на имеющийся в семье конфликт между родителями, подчеркивается прочная связь между характером супружеских и сиблинговых отношений. Супружеский конфликт в паре родителей непосредственно связан с наличием негативных эпизодов в отношениях между сиблингами (Brody, 1998; Hetherington, 1989).
Отдельное направление в сиблинговых исследованиях связано с изучением того, насколько похоже или непохоже отношение родителей к разным детям, то есть с анализом различающегося родительского отношения. Предполагается, что различающееся родительское отношение оказывает влияние на характер сиблинговых отношений. Данные, полученные в нескольких независимых исследованиях, позволяют утверждать, что сиблинговые отношения характеризуются большей негативностью тогда, когда родители по-разному реагируют на сходное поведение детей (Volling, Belsky, 1992; Brody, 1998; McHale et al., 1995; Stocker et al., 1989).
Целью данного исследования является изучение взаимосвязей между сиблинговыми и родительско-детскими отношений в двухдетных семьях.
выборка включает в себя 160 полных семей, имеющих двух детей в возрасте от 12 до 20 лет. Разница в возрасте между сиблингами не превышает 5 лет. Сред-ний возраст старшего ребенка – 17,2, младшего – 14,3, матери – 43,5, отца – 45,9 года.
Для оценки сиблинговых отношений использовался опросник различающегося опыта сиблингов (SIDE), созданный Дэниэлсом и Пломиным (Daniels, Plomin, 1985). Для оценки родительско-детских отношений мы использовали методику Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» в двух вариантах: для родителей подростков и для подростков (Марковская, 2006).
Для оценки показателей личностной сферы мы применяли следующие методики: 1) тест Айзенка (EPI) в адаптации Русалова (Русалов, 1992); 2) тестопросник уровня субъективного контроля, позволяющий оценить регуляторные механизмы социального поведения личности (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1993); 3) шкала поведенческой активности, представляющая собой адаптацию шкалы поиска ощущений Заккермана (Егорова, Пьянкова, 1992). В ходе исследования были получены значимые различия между старшими и младшими детьми по всем показателям первого блока опросника различающегося опыта сиблингов: шкалам Доминирования, Антагонизма, Привязанности и Сотрудничества, а также по двум шкалам третьего блока – Ориентации на успех и Ориентации на образование. Можно говорить о том, что старшие дети доминируют в отношениях с сиблингом, склонны подавлять младших детей, чаще становятся инициаторами конфликтов и ссор, но и в большей степени по сравнению с младшими ориентированы на совместную деятельность в паре, на совместное решение проблем. Тогда как младшие дети в большей мере привязаны к своему сиблингу, находятся в более выраженной эмоциональной зависимости от характера отношений в сиблинговой паре по сравнению со старшими детьми.
В ходе анализа корреляционных связей между параметрами сиблинговых отношений и личностными характеристиками было выявлено, что показатели личности старших детей обнаруживают больше связей с параметрами сиблинговых отношений по сравнению с младшими детьми.
Доминирование старшего ребенка в сиблинговой паре (его склонность к директивному поведению в отношении сиблинга) связано с низким уровнем родительского принятия, близости, последовательности и сотрудничества, с низким родительским авторитетом. В то же время данный параметр у младшего сиблинга не обнаруживает никаких связей с родительским стилем отношений. Проявление антагонизма (конфликтного поведения) по отношению к сиблингу тесно связано с особенностями родительско-детских отношений. Низкий уровень родительского принятия, эмоциональная холодность, непоследовательность со стороны родителей, низкий родительский авторитет напрямую связаны с конфликтами между сиблингами.
Из полученных данных можно сделать вывод, что чем больше различия в родительском отношении (чем выше родительское принятие в отношении старшего по сравнению с младшим, чем родители более последовательны с ним и т.д.), тем лучше старший ребенок относится к своему сиблингу: меньше негативизма, выше уровень привязанности и сотрудничества. Исключение составляют «дисциплинарные» шкалы – контроль и строгость: чем больше родитель контролирует старшего ребенка и чем он более строг по отношению к нему, тем ниже уровень его привязанности и сотрудничества в отношениях с сиблингом.
Комментарии
Добавить комментарий