С.А. Изюмова Учреждение РАО «Психологический институт» г. Москва,
Се-Янь Российский университет дружбы народов, г. Москва
Создание Б.М. Тепловым (1985) востребуемой сегодня концепции задатков способностей было эвристичным. Экспериментально подтвержденная в работах его последователей и учеников (В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес и др.), она получает дальнейшее развитие (Голубева, 1993; 2005). В настоящей работе, выполненной в русле научного направления Теплова–Небылицына, основанного «на творческом синтезе гуманитарного и естественно-научного знания», анализируются результаты реализации интегрального подхода, связанного с современным этапом в развитии концепции о задатках, при изучении интеллектуальных способностей. В соответствии с этим подходом предполагается их рассмотрение в единстве с основными компонентами индивидуальности – ее индивидными и личностными свойствами. Новым в работе было то, что изучалось влияние этих двух факторов на формирование структуры интеллектуальных способностей у китайских студентов разных специальностей. Следует акцентировать внимание и на широком рассмотрении самих интеллектуальных способностей. В их состав включены: разные виды интеллекта (в том числе, модели с его личностными аспектами); творческое мышление (наряду со склонностями и особенностями творческой личности), а также память, входящая в структуру интеллекта во многих классических (Дж. Гилфорд), и современных (Дж. Кэррол; Р. Кеттелл, Дж. Хорн; Ф. Аккерман; СНС: Кеттелл–Хорн–Кэррол) моделях. Изучались особенности классической и автобиографической памяти, тесно связанной с личностью человека.
Анализ работ показывает, что интеллект (ядро интеллектуальных способностей) рассматривается в качестве наиболее эффективного «орудия» во взаимодействиях человека с окружающим миром. Его структуры отражают не только накопленный интеллектуальный опыт, но и общие закономерности, определяющие способность человека к целесообразному поведению, овладению знаниями и применению их для решения жизненных и профессиональных задач (Вертгеймер, 1987; Дункер, 1965; Пиаже,1969; Рубинштейн, 2001; Брушлинский, 1990; Айзенк, 2003; Векслер, 1958; Холодная, 1997; Стернберг, 2001; Гарднер, 2000). До сих пор, однако, не решенными и дискуссионными остаются многие вопросы в плане определения его содержания, структуры, факторов, в него входящих, и взаимоотношений между ними (Маклаков, 2007; и др.). Изучение структуры интеллектуальных способностей очевидно имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, связанное, в частности, с практикой разработки тестов, имеющих принципиальное значение для оптимального построения процессов обучения, профессиональной ориентации, отбора и прогноза успешности профессиональной деятельности (Дж. Гилфорд, Г. Гарднер и др.).
Цель работы – изучить с позиций интегрального подхода отношения между компонентами интеллектуальных способностей, их связь с особенностями личности и индивидных свойств китайских студентов; сходство и различия структур интеллектуальных способностей студентов инженерного и филологического факультетов, а также выявить влияние социального и биологического факторов на формирование их отдельных компонентов у студентов двух специальностей.
Методики исследования: культурно-независимый тест интеллекта (Кеттелла); тест Гилфорда–Салливена (на социальный интеллект); методика Гарднера–Армстронга (на множественность интеллектов); тест Торренса, фигуративная форма (на творческое мышление); методика Вишняковой (на творческие склонности); комплекс методик Изюмовой (на классическую память); методика «Линия жизни» (на автобиографическую память); методика Кадырова (на диагностику специально человеческих типов ВНД как индивидных свойств). Исследовались 50 китайских студентов (25 – инженерного и 25 – филологического факультетов РУДН). Полученные данные обработаны с помощью компьютерной программы SPSS 16.0, использовались корреляционный, факторный и анализ различий по t-критерию Стьюдента.
Результаты корреляционного анализа между компонентами интеллекта, личности, индивидными свойствами. Показатели логико-математического интеллекта оказались статистически значимо связаны с показателями активности (r=0,280, p<0,05) положительным знаком; пространственно-визуальный интеллект имеет положительные корреляции с образной памятью (0,279) и отрицательные – с аналитическим мышлением (–0,289, p<0,05 – в обоих случаях). Музыкальный интеллект обнаруживает значимые положительные связи с эмоциональностью (r=0,308, р<0,5). а также с выраженностью художественного типа ВНД (r=0,290, р<0,5). Показатели свободного интеллекта (по тесту Кеттелла, 2-я часть) обнаружили значимые отрицательные корреляции с эмоциональностью (–0,347) и положительные – с показателями волевых качеств (0,312, p<0,05 – в обоих случаях). Аналогичные значимые зависимости наблюдались и для суммарных показателей свободного интеллекта с эмоциональностью и показателями волевых черт (p<0,05 – в обоих случаях). Для творческого мышления: такая характеристика, как оригинальность, отрицательно коррелирует с показателями активности (–0,302); а также с выраженностью художественного типа ВНД (–0,295, p<0,05 – для обоих коэффициентов корреляции). Еще два показателя (любознательность и воображение), оценивающие проявления творческой личности, имеют статистически значимые связи (р<0,5): первый показатель – с аналитическим мышлением (отрицательные r=–0,303), второй – с выраженностью мыслительного типа ВНД (положительные, r=0,302). Сам показатель творческого мышления обнаружил две значимые положительные корреляции (р<0,5): с параметрами аналитического мышления (0,347) и выраженностью мыслительного типа ВНД (0,321). Для академической памяти: отметим факт значимых отрицательных корреляций между показателями запоминания структурированных списков конкретных слов и эмоциональности (–0,374), а также выраженностью художественного типа ВНД (–0,300; p<0,05 – для обоих случаев).
Специфические особенности структур интеллектуальных способностей студентов инженерного и филологического факультетов выявлялись с помощью факторного анализа и анализа различий по t-критерию. Результаты последнего свидетельствуют о том, что студенты-филологи демонстрируют более высокое развитие социального интеллекта по сравнению со студентами инженерного факультета. Вторые, в свою очередь, показывают более высокое развитие творческого мышления. У них и более точное и детальное запоминание изображений абстрактных фигур. Факт хорошей природной зрительной памяти у студентовинженеров подтвержден и в более ранней нашей работе (Изюмова, Се-Янь, 2009). Судя по особенностям автобиографической памяти, будущие инженеры показывают и более выраженное отношение к школе и своей успеваемости (отмечают большее число значимых событий, связанных с воспоминаниями о школе).
Результаты факторного анализа говорят о выраженных различиях структур интеллектуальных способностей будущих инженеров и филологов. Это проявилось, во-первых, в том, что в 1-й фактор, имеющий наибольший удельный вес, вошли разные показатели интеллекта: у инженеров – это телеснокинестетический интеллект; у филологов – межличностный, что указывает на разную значимость отдельных компонентов интеллекта для студентов двух специальностей. Этот вывод подтверждается рассмотренными выше данными, демонстрирующими факт большего развития и значимости социального интеллекта у студентов-филологов; у инженеров такую роль играет творческое мышление. Отметим и специфику взаимосвязей между различными компонентами интеллектуальных способностей у двух групп студентов: если у инженеров показатели интеллекта, классической и автобиографической памяти здесь имеют одинаковые знаки; для филологов, напротив, – противоположные.
Данные свидетельствуют и о том, что автобиографическая память у студентов-филологов занимает более важное место в структуре интеллектуальных способностей, выделившись в отдельный фактор 2. В него вошли и показатели личности, что указывает на более тесную связь интеллектуальных способностей будущих филологов с личностью. У инженеров, в свою очередь, показатели двух видов памяти проявили тесную взаимосвязь, выделившись в отдельный фактор 3, наряду с параметрами специально-человеческих типов ВНД. Это свидетельствует о большем влиянии на интеллектуальные способности будущих инженеров художественного и мыслительного типов ВНД, рассматриваемых в качестве природных предпосылок.
Итак, анализ экспериментальных данных, полученных при изучении интеллектуальных способностей китайских студентов, позволяет заключить, что они занимают значимое место в структуре индивидуальности, демонстрируя тесные взаимосвязи с ее индивидными и личностными свойствами. обобщение этих результатов дает возможность сделать важный вывод о том, что использование интегрального подхода, являющегося современным этапом в развитии концепции о задатках способностей, их комплексная диагностика, которая основана на суммировании индивидных и когнитивно-личностных параметров, позволяет получить более целостное представление о природе интеллектуальных способностей.
Конкретная реализация этого подхода позволила выявить характерные структуры интеллектуальных способностей у китайских студентов с разной специализацией обучения, что является практически значимым: фундаментальная разработка этих проблем дает возможность осуществить научно-обоснованный подход к принципам организации дифференцированного образования, и в целом подтверждает гипотезу Б.М. Теплова, видевшего возможность практического использования знания о задатках способностей в практике обучения.
Комментарии
Добавить комментарий