Международному году химика посвящается
Одним из значимых достижений общей теории способностей является определение Б.М. Тепловым понятия «способности». Это определение задает в концептуальном и методологическом плане те оси координат, которыми руководствуются исследователи разных видов специальных способностей (математических – В.А. Крутецкий; художественно-изобразительных – В.И. Кириенко, А.А. Мелик-Пашаев; литературных – З.Б. Новлянская, Е.А. Корсунский; музыкальных – Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.П. Морозов, Д.К. Кирнарская, М.С. Старчеус; педагогических – Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий).
Ключевым моментом данного определения является Понимание способностей с точки зрения успешности человека в деятельности. Однако исследования показывают, что на оценку успешности деятельности влияют многие факторы, в том числе готовность общества принять и оценить те или иные достижения (отвергнуты научным сообществом колебательные химические реакции Б.П. Белоусова, идея Л. Больцмана о связи вероятности и энтропии и др.). Поэтому, принимая критерий успешности, предлагается уточнить содержание понятия «способности» и рассматривать их как меру соответствия индивидуальнопсихологических особенностей субъекта определенной предметной области реальности (шире – объекту его жизнедеятельности).
Второй важный момент понимания содержания термина «способностей» состоит в том, что способности обеспечивают легкость, прочность усвоения знаний, умений и навыков, но это не знания, умения и навыки; а приобретение знаний, умений и навыков способствует развитию способностей. Однако остаются вопросы: 1) в каком соотношении находятся способности и знания; 2) всегда ли усвоение знаний будет способствовать развитию способностей; 3) если способности – это не знания, умения и навыки, то каков их онтологический статус, какова их природа; 4) каково соотношение общих и специальных способностей?
Решение данных вопросов предлагается на основе онтологического и дифференционно-интеграционного подходов: психическим носителем свойств субъекта, в том числе и способностей, являются ментальные структуры (Л.М. Веккер, М.А. Холодная – онтологический подход); развитие ментальных структур осуществляется в направлении от форм глобальных и малодифференцированных к формам дифференцированным, иерархически упорядоченным и внутренне связанным (Н.И. Чуприкова – дифференционно-интеграционный подход). Важнейшим показателем зрелости ментальных структур на разных этапах онтогенетического развития является степень их дифференцированности и интегрированности.
В рамках данного направления исследования способности определяются нами как функциональные свойства ментальных структур, мера соответствия которых определенной предметной области реальности (объекту жизнедеятельности) определяет продуктивность человека в этом виде деятельности.
Обратимся к анализу результатов эмпирического исследования природы специальных химических способностей, в основу которого положено новое Понимание содержание термина «способности». Продолжая традицию С.Л. Рубинштейна, утверждавшего, что исследование способностей должно быть слито с изучением развития способностей, методологическим основанием, фундаментальным правилом проведения научной процедуры, определившим магистральное направление разработки концепции специальных способностей, выступил дифференционно-интеграционный принцип развития.
В экспериментальном исследовании участвовало 1011 человек: 428 учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ из 25 городов и районов Екатеринбурга и Свердловской области и 575 студентов 1–5 курсов химического факультета УрГУ. Кроме того проанализированы биографии выдающихся химиков прошлого и настоящего (более 200 биографий).
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические методы исследования и комплекс диагностических методик, состоящий из трех блоков: 1) стандартизированные авторские методики диагностики специальных химических способностей; 2) методики диагностики общих познавательных способностей (тесты интеллекта, креативности и когнитивной дифференцированности); 3) методики диагностики индивидуально-психологических особенностей.
Проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие специальных способностей в онтогенезе реализуется как изменение организации ментальных структур: переход от глобального уровня через базовый уровень к детализированному уровню, что соответствует правилам роста формирующейся структуры, константности зрелой структуры, формы упорядоченности структуры. Иными словами, увеличивается количество структурных уровней, на которых осуществляется ментальная репрезентация свойств и отношений действительности.
2. Специфические проявления общих и специальных (химических) способностей на разных этапах возрастного развития характеризуются наличием «интеллектуальных порогов»: «нижний интеллектуальный порог» освоения химии составляет 110 IQ (по тесту Векслера); порог расхождения общих и специальных химических способностей – 125–129 IQ; порог расхождения показателей интеллекта и креативности – 110 IQ; порог расхождения показателей вербальной и невербальной креативности – 130 IQ. Кроме того, в онтогенезе имеет место избирательное повышение чувствительности к специфическим свойствам объекта: в период раннего детства – к внешним свойствам вещества; в подростковый и юношеский периоды – к химическому процессу. В целом подростковый период является наиболее благоприятным для формирования концептуальных структур химии.
3. Результаты формирующего эксперимента показали, что только обучение, направленное на формирование концептуальных структур химии детализированного уровня обобщения ведет за собой развитие специальных химических способностей. Таким образом, важнейшим психологическим условием развития специальных способностей является формирование ментальных структур особого рода – концептуальных структур детализированного уровня обобщения, референтных соответствующей области предметной реальности.
4. Обосновано существование специальных химических способностей на основе данных корреляционного, регрессионного, дисперсионного (ANOVA) и факторного анализов; сопоставления показателей интеллекта, креативности и продуктивности освоения химии (в группах испытуемых с разным уровнем успешности в химии); сопоставления показателей интеллекта и специальных химических способностей; результатов формирующего эксперимента; историкопсихологической реконструкции возникновения и развития специальных химических способностей в культурогенезе.
5. Показано, что природа химии как объекта деятельности выдвигает определенные требования к индивидуальности субъекта, задавая: высокий уровень сенсорно-перцептивной чувствительности к структурным и содержательным характеристикам химической реальности («чувство вещества и химического процесса»); сформированность релевантных предметному материалу мыслительных действий и концептуальных структур («химическое мышление»); способность от внешне наблюдаемых характеристик вещества и его изменений переходить к рассмотрению его внутреннего строения и кодировать эту информацию при помощи химических знаков и символов («химический язык»); тонкая различительная чувствительность к характеристикам химического взаимодействия (таким, как вес, твердость, плотность, температура, консистенция и т.д.) («химические руки»); избирательность и прочность памяти на химическую информацию («химическая память»); сформированность таких черт личности, как ответственность, точность и аккуратность в делах, хороший самоконтроль; сангвинический и смешанный высокоактивный типы темперамента.
Комментарии
Добавить комментарий