Е.В. Арцишевская, М.К. Кабардов, А.А. Мелик-Пашаев Московский городской психолого-педагогический университет; Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
В предлагаемых тезисах представлены результаты комплексного психологического и психофизиологического исследования художественно-изобразительных способностей. Широта и разнообразие используемых методик и способов анализа эмпирического материала позволяют сформулировать гипотезу об общих механизмах в специальных способностях и одаренности. А именно сделана попытка выявления общих механизмов в типологии художественноизобразительных и языковых способностей.
Понятие способности включает многие показатели и параметры личности обучающегося: 1) познавательные возможности; 2) особенности личности (мотивации, характера, эмоциональных проявлений); 3) коммуникативные качества, определяющие возможности общения и соответствующие проявления личности и др.
В дифференциальной психологии определены индивидуальные особенности психических функций, относящихся к общим (мнемические, интеллектуальные, ориентировочно-исследовательские) и специальным (музыкальные, математические, языковые, педагогические, литературные) способностям и их задаткам (Н.А. Аминов, Э.А. Голубева, С.А. Изюмова, Е.П. Гусева, М.К. Кабардов, И.А. Левочкина).
Наш подход предполагает изучение природы индивидуальных особенностей и типологии художественной одаренности на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и поведенческом.
В отечественной психологической литературе теоретически обоснованных работ, посвященных изучению способностей к художественно-изобразительной деятельности, на наш взгляд, не так много, хотя и имеется ряд интересных исследований (Н.Н. Волков, В.И. Киреенко, Г. Щегаль, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Гуружапов, Ю.А. Полуянов, Т.М. Хрусталева, Г.А. Голицын, О.Н. Данилова, В.М. Петров и др.).
Мы попытались соединить два подхода к изучению способности и одаренности – «описательный» и «измерительный». К первому подходу можно отнести исследования в рамках концепции А.А. Мелик-Пашаева (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук), второй подход рассматривается в рамках типологической концепции (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов).
Задача данной работы состоит в представлении основных результатов комплексного лонгитюдного исследования художественно-изобразительных способностей (ХС). В эксперименте принимали участие 30 одаренных учащихся Московского академического художественного лицея (МАХЛ). Наблюдения и эксперименты продолжались в течение четырех лет – с 10–11 до 13–14 лет. Диагностика художественно-изобразительной одаренности включала:
1) методику «Линия горизонта» (А.А. Мелик-Пашаев). Даная методика использовалась для определения эстетического отношения к действительности (ЭО). Эксперты (не знакомые с детьми) оценивали выполненные работы учащихся по семибалльной шкале: низкий уровень (1–3 балла) – в работе не чувствуется попытки передать какое-либо настроение, создать выразительное изображение; средний уровень (4–5) – такая попытка была, но реализована частично, не вполне убедительно; высокий уровень (6–7) – стремление создать выразительный образ последовательно и убедительно воплощено в рисунке. Экспертами выступали создатели методики, психологи (2 человека), один из которых член Союза художников России; профессиональный художник, член-корреспондент Академии художеств оценивал эти рисунки с позиции традиционных академических требований;
2) оценки успешности в течение четырех лет (с 1-го по 4-й класс) по специальным дисциплинам – рисунку, живописи и композиции;
3) экспертные оценки педагогов-художников МАХЛ (8 человек). Они оценивали художественную одаренность учащихся, отмечая степень выраженности таких качеств, как «природная одаренность», «работоспособность», «воображение», «самостоятельность».
Психодиагностические тесты были ориентированы:
а) на выявление интеллектуальных характеристик (тест Д. Векслера, Дж.К. Равена);
б) на выявление личностных особенностей подростков (опросник Р. Кеттелла);
в) на определение функциональной асимметрии мозга (дихотическая методика, вариант М.А. Матовой, В.В. Суворовой, З.Г. Туровской);
г) на определение соотношения двух сигнальных систем (методика М.Н. Борисовой).
Качественный и количественный (описательный и измерительный) анализ результатов обследования художественно одаренных подростков с учетом их «особого, свойственного художнику эстетического отношения к действительности» (А.А. Мелик-Пашаев) позволил нам описать два типа художественноизобразительных способностей – «графиков» («рисовальщиков») и «живописцев» («колористов»).
Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы:
1. Интуитивно-чувственный и рационально-логический способы познания являются основой для выделения типов общих и специальных способностей.
2. Дифференциально-психофизиологический, или типологический подход к специальным способностям позволяет определить не только актуальные способности, но и траекторию их развития, то есть потенциальные способности.
– «живописцы», с преобладающей способностью к цвету – колориту;
– «графики» с преобладающей способностью к форме – рисунку.
Речь идет о преобладающем типе восприятия мира и создания художественного образа, что не всегда совпадает с тем, к какому виду изобразительного искусства принято относить то или иное конкретное произведение.
4. Есть основания для выделения двух типов художественных способностей в парадигме соотношения общих и специально человеческих типов ВНД (по И.П. Павлову): «графики» в большей мере тяготеют к «мыслительному», а «живописцы» – к «художественному» типу.
– для «коммуникаторов» и «живописцев» в интеллектуальной сфере характерно преобладание невербальных над вербальными компонентами общих способностей; в личностной сфере – общительность, импульсивность, сентиментальность; в природных предпосылках – преобладание лабильности и слабости НС (реактивность), доминирование правого полушария, преобладание первосигнального типа переработки информации;
– для «лингвистов» и «рисовальщиков» (графиков), напротив, в когнитивной сфере преобладание вербальных компонентов способностей над невербальными; в личностной – закрытость, произвольная саморегуляция, эмоциональная устойчивость, доминантность; в природных предпосылках – преобладание инертности и силы НС, доминирование левого полушария, преобладание второсигнального типа переработки информации.
Разработанная система экспертных оценок для выявления типов специальных способностей позволила провести экспертизу специальных способностей и одаренности. Практически это означает возможность использования подобной «экспертизы» в целях дифференциации и индивидуализации образовательных технологий и методов воспитания.
Знание научно обоснованных индивидуально-типологических особенностей подростков, обнаруживающих склонности к специальным способностям, позволяет избежать или минимизировать риск неудачного выбора профессии, а также помогает выбрать оптимальную стратегию и сферу деятельности.
Комментарии
Добавить комментарий