Изменение роли педагога при использовании электронных учебников

Борисенко Наталья Анатольевна (Москва, Россия), кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.

Аннотация. В статье рассматриваются две основные проблемы: технологическая и психологическая готовность педагогов к переходу на электронные учебники и изменение роли и функций учителя, использующего интерактивные цифровые учебники. Делается вывод о том, что такие учебники способствуют оптимизации учебного процесса и личностно-профессиональному развитию педагогов, поскольку экономят их силы и время.

Ключевые слова: электронный учебник, функции электронного учебника, инновационный подход, готовность учителя к инновациям, изменение функций учителя.

CHANGE IN THE ROLE OF A TEACHER WHEN USING E-TEXTBOOKS

Borisenko Natalia Anatolyevna (Moscow, Russia), PhD (philology), leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education.

Abstract. The article highlights two main problems: the technological and psychological readiness of teachers to switch to electronic textbooks and the changing role and functions of a teacher who uses interactive digital textbooks. The author comes to conclusion that, due to the fact that such textbooks save teachers time and energy, they allow to improve the educational process and the personal and professional development of teachers.

Keywords: electronic textbook, electronic textbook functions, innovative approach, teacher’s readiness for innovations, changing teacher’s functions.

Появление нового формата школьного учебника – электронного – ведет к переосмыслению его места и функций в учебном процессе, что, в свою очередь, влечет за собой изменение функций других участников образовательного процесса, в частности учителя.

Говоря об электронном учебнике (далее ЭУ), мы имеем в виду не электронные формы оцифрованного печатного учебника (ЭФУ), а принципиально иное средство обучения, представляющее собой совокупность текстовой, изобразительной, аудиальной, анимационной и другой информации. У полноценного цифрового учебника появляется ряд новых или усиленных прежних функций, которые, ввиду краткости публикации, мы здесь только перечислим: функция интерактивности, дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечения оперативной обратной связи, контроля и коррекции, оперативного доступа к информационным ресурсам и др.

При обсуждении вариантов внедрения ЭУ, как правило, называют четыре возможных сценария:

  1. обучение только по бумажным учебникам (традиционный вариант);
  2. Интеграция бумажного и электронного учебника (смешанная практика);
  3. только ЭУ (в отдаленной перспективе);
  4. «ни то, ни другое» (обучение без учебников).

В настоящее время наиболее распространенным является первый сценарий, а наиболее обсуждаемым – второй. Переходный период имеет как научное обоснование, так и официальное, подкрепленное министерскими документами. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень[1]. Предполагается, что к декабрю 2020 г. произойдет замена печатных учебников на цифровые по 11 предметам школьной программы. В то же время полного перехода на ЭУ не планируется, электронные форматы вводятся в школах на добровольной основе.

Практически никто не сомневается, что за цифровыми учебниками будущее, хотя сегодня ими пользуются только 9,5% российских педагогов[2], в то время как в развитых странах, таких как Австралия, Великобритания, Сингапур, США, Финляндия, Швеция, Эстония, число учителей, активных пользователей ЭУ, превышает 50–60%. А лидеры цифрового обучения (Южная Корея, Гонконг, отдельные штаты США) еще в 2015 г. полностью отказались от бумажных учебников. Из множества проблем, имеющих отношение к ЭУ, выделим две: готовность педагогов к переходу на ЭУ и новые функции учителя в цифровой школе, в частности, при использовании интерактивных учебников.

1. Проблема готовности учителей к работе по электронным учебникам. Говоря о готовности, мы имеем в виду не только технологический ее компонент – умение пользоваться современными мобильными устройствами, интернетом и ИКТ, но и психологическую готовность. Для того чтобы перейти на ЭУ, учитель как минимум должен: 1) иметь общее представление о цифровой школе и электронных учебных средствах, 2) уметь самостоятельно: а) осваивать, б) разрабатывать ЭОР к урокам, 3) знать возможности, преимущества и недостатки электронных учебников, 4) владеть основами цифровой (компьютерной) дидактики, 5) иметь опыт чтения электронных книг, включая учебники и учебные пособия и др.

Что касается технологической готовности, по данным Г.У. Солдатовой и ее сотрудников, исследовавших цифровую компетентность педагогических работников разных категорий (n=450), российские педагоги являются весьма активными пользователями интернета. Вопреки расхожему мнению о том, что цифровые дети владеют технологиями намного лучше своих нецифровых учителей, по целому ряду показателей цифровой компетентности педагоги значимо опережают как учеников, так и их родителей, в частности, по частоте использования интернета и времени, проводимому в Сети ежедневно. При этом подавляющему большинству педагогов (85%) интернет нужен не для развлечения, а для работы и/или учебы [3]. Это и другие исследования показывают, что технологически педагоги готовы к переходу на цифровые технологии и ЭУ. Возникает вопрос: почему же более 90% учителей не используют их в своей практике? Дело не только в технологической неоснащенности школ и недостаточном финансировании, дело прежде всего в психологической неготовности учительского сообщества.

Такая неготовность во многом объясняется теми же причинами, что и неготовность читателей к замене бумажных книг электронными. Так, К. Мирберг и Н. Виберг, указывая на риски для здоровья, которые несут цифровые учебники («синдром компьютерного зрения», головные боли, утомляемость и т.п.), отмечают, что проблема скорее не физиологическая, связанная с несовершенством существующих цифровых учебников, а в большей степени психологическая. Выбирая учебники на печатной основе, пользователи осуществляют свой выбор исходя в первую очередь из привычек чтения и преподавания, а не из реального опыта их применения. Педагогов привлекает внешний вид бумажных книг, возможность пролистывания, осязания вплоть до «особого запаха» печатного издания [5] Вместе с тем исследователи отмечают, что такое восприятие бумажных и цифровых книг в большей степени индивидуально и со временем число потребителей электронного контента будет становиться все больше.

В ряду психологических причин отказа от «цифры» есть и опасение снижения роли преподавателя в учебном процессе. По мнению некоторых критиков цифровой школы (большей частью публицистов), функция учителя может свестись к функции статиста, а само электронное обучение устранит «живого» преподавателя, заменив его учебными роботами. Некоторые исследователи рассматривают переход на ЭУ как «подрыв» традиционных технологий, не понимая, что любой «подрыв» в конце концов оказывается «прорывом» (см. теорию «подрывных – прорывных инноваций» Клейтона Кристенсена [4]). Знакомство педагогов с инновационными механизмами, в том числе с данной теорией, могло бы устранить указанные опасения.

2. Изменение функций преподавателя при внедрении ЭУ. Переход на ЭУ даже в такой мягкой форме, как его сочетание – на принципах комплементарности (взаимодополнения) – с печатным учебником, ставит перед профессиональным сообществом множество вопросов. С точки зрения системного подхода изменение в системе числа компонентов и привнесение новых вызывает изменение роли каждого из них. В полном соответствии с данным положением следует рассматривать и вопрос об ЭУ и соотношении его с существующими образовательными подходами. Традиционный (знаниевый) подход ориентирован на традиционный бумажный учебник (другого учебника он и не знал). Инновационный (системный личностно-развивающий) подход в большей степени ориентирован на цифровую школу и электронные учебники. Проводя сравнительный анализ двух подходов к образованию, Л.М. Митина указывает на изменение позиций, функций и стиля руководства преподавателя. Позиция преподавателя – «передатчика» знаний – сменяется позицией «тьютора, фасилитатора, модератора, консультанта». Преобладают «организационная, проектировочная, стимулирующая функции, функции открытия проблемности» и др. [2, с. 28]. Сказанное в полной мере относится не только к подготовке будущих педагогов, но и к изменению позиции работающих преподавателей. К указанным филологиям добавим еще функцию управления процессом обучения и распределения коллективной (совместно-распределенной) деятельности между учащимися, учебником (электронным и бумажным) и учителем.

Рассмотрим конкретно, как изменяется роль учителя, использующего ЭУ. Трансформация функций преподавателя обусловлена новыми возможностями и структурными компонентами цифрового учебника. Полноценный интерактивный электронный учебник:

  1. благодаря системе гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к необходимой, постоянно обновляемой информации, на поиск и экспертизу которой учитель затратил бы сотни человеко-часов;
  2. гипермедийный потенциал ЭУ, включающий, помимо текстовой информации, иллюстративный и мультимедийный блоки, освобождает учителя от необходимости подбирать наглядный материал к уроку;
  3. облегчает Понимание изучаемого материала за счет разных способов предъявления материала (воздействие на слуховую, зрительную и эмоциональную память и т.п.; учет основных стилей учения);
  4. содержит интерактивные задания, тренажеры, контрольные работы и тесты и функцию автоматической проверки ответов, а также диагностическую функцию; ЭУ избавляет учителя от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру, а сам такой учебник, в значительно большей степени, чем бумажный, превращается в «интеллектуальный самоучитель» (М.А. Холодная);
  5. благодаря функции закладок, выделения и заметок учащиеся могут делиться мыслями об изучаемом материале (в письменной форме) с другими учениками, коммуникацию между которыми организует учитель;
  6. обеспечивает индивидуализацию обучения, в том числе за счет мгновенной обратной связи на всех этапах работы, указания на допущенные ошибки с их последующей коррекцией;
  7. способствует организации самостоятельной работы учащихся, которая проходит в активно-деятельностной форме, в том числе за счет того, что «субъект – читатель нелинейных текстов – волен сам избирать пути их прочтения. Появляется невиданная свобода выбора «маршрутов» получения знаний. Создаются условия вариативной самостоятельной работы учащихся, с выбором глубины изучения материала и его объема, соответствующей осознанным смыслам деятельности учеников» [1, с. 125].

Мы изложили только некоторые из функций и возможностей электронных учебников. Однако даже такое краткое представление проблемы обнаруживает главную тенденцию: ЭУ разгружает учителя, облегчает его работу. Роль учителя, в частности учителя русского языка, смещается с выполнения рутинных, нетворческих работ в сторону творческих, развития языковой и коммуникативной компетенции, обучения изложениям и сочинениям, развитию монологической и диалогической речи, а также когнитивного и личностного развития учащихся. Иными словами, электронный учебник высвобождает самое дорогое, что есть у современного человека, – его время. Учитель, использующий ЭУ, может больше времени уделить разноуровневой и индивидуальной работе с учащимися и своему собственному личностно-профессиональному развитию, без которого ни один даже самый совершенный цифровой учебник, не сможет реализовать свои многочисленные преимущества.

Литература

  1. Иванова Е.О. Электронный учебник – предметная информационно-образовательная среда самостоятельной работы учащихся // Образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 118–127.
  2. Митина Л.М. Инновационная образовательная среда: векторы развития и преемственность традиций // Психодидактика современного учебника: сб. научн. ст. / Отв. ред. Н.А. Борисенко. – М.: Мнемозина, 2019. – С. 23–29.
  3. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5–18.
  4. Christensen C. The innovator's dilemma: when new technologies cause great firms to fail. – Boston, 1997.
  5. Myrberg C. & Wiberg N. Screen vs. paper: what is the difference for reading and learning? // Insights. 2015. 28 (2). P.49–54.

[1] Министерство образования и науки РФ. Пр иказ от 18 июля 2016 г. № 870. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=298530
[2] Практика внедрения электронной формы учебника в образовательной организации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/983/9838b7d385d3dafbf41425c 9197a45bf.pdf. – С. 29.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Борисенко Н.А. Изменение роли педагога при использовании электронных учебников // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 108-112.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки