Метод программированного наблюдения в психолого-педагогической работе с детьми из семей группы риска

Бегунова Людмила Анатольевна (Москва, Россия), кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.

Аннотация. В статье представлен модифицированный вариант метода программированного наблюдения «Карты наблюдения Д. Стотта». Показано, что наличие общего психологического инструмента у педагога и психолога позволяет прогнозировать рискованное поведение подростков и предоставить психологическую помощь школьникам.

Ключевые слова: карта наблюдения, психологическая поддержка, детско-родительские отношения, взаимодействие между субъектами образования.

METHOD OF PROGRAM OBSERVATION IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN FROM FAMILIES OF RISK GROUP

Begunova Lyudmila Anatolievna (Moscow, Russia), PhD in Law, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education.

Abstract. The article presents a modified version of the programmed observation method «D. Stott’s observation cards». It is shown that the presence of a common psychological tool of a teacher and a psychologist makes it possible to predict risky behavior of adolescents and provide psychological assistance to schoolchildren.

Keywords: observation map, psychological support, parent-child relationships, interaction between subjects of education.

Внедрение инновационных образовательных технологий в сфере образования и видов коммуникаций между субъектами образования не уменьшило актуальности задач целенаправленного воспитания детей. Не прекращаются и споры о методах психолого-педагогического воздействия в учебном процессе [2]. Для современной системы образования типичным стало введение новых форм обучения без соответствующей подготовки специалистов. К сожалению, это относится не только к техническим средствам обучения, но и к работе с конкретными детьми, имеющими те или иные особенности развития. Учитель часто вынужден самостоятельно и быстро менять методику преподавания, когда у него в классе оказывается ребенок-инвалид, присутствует тьютор на уроке и т.п. Именно в таких ситуациях преподавателю как никогда необходимо взаимодействовать с психологом, с родителями детей, а при необходимости и с врачами.

Несмотря на все реформы образования, классный руководитель сохранил свои позиции воспитателя. В отличие от школьного психолога, который может быть не просто один на школу, а один на несколько школ, у учителя есть возможность для повседневного наблюдения за ребенком и общения с его родителями. Предлагаемый нами метод программированного наблюдения «Карта наблюдения Д. Стотта» ориентирован в первую очередь на работу с такой категорией детей, которые могут получить опыт общения с просоциальной средой и психологическую поддержку только со стороны школьной администрации и, прежде всего, классного руководителя, и школьного психолога.

Взаимодействие между учителями и родителями, между семьей и школой, является одним из факторов, обеспечивающих благополучный или неблагополучный аспект социальной ситуации развития ребенка. Отсутствие партнерских отношений между родителями и школьной администрацией, разочарование родителей и недоверие к учителям, когда родители пытались помочь детям прекратить издевательства в школе («bullying»), характерны не только для российской образовательной среды. Например, HaleR. с соавторами по опросам родителей на северо-западе Англии выявили, что дети не всегда рассказывают родителям об издевательствах, и не только потому, что они не чувствуют поддержки с их стороны, а, например, из-за страхов, что им ограничат доступ к интернету. Наиболее типично это в ситуациях, когда угрозы и травля происходят через социальные сети. Учителя на жалобы родителей отвечали, что им также не было известно о фактах травли детей, так как не было жалоб ни от родителей, ни от детей. Часть же родителей сообщали, что они не ставили школу в известность специально, так как опасались, что дети получат репутацию «жалобщиков». В свою очередь учителя отмечали, что часто родители отрицали ситуации «психологического неблагополучия детей» вместе с отрицанием своей родительской неуспешности, в результате чего учителя оставались с «затравленным» ребенком без поддержки его семьи. Для решения конфликтов, когда родители обвиняют школу, а школа родителей в виновности виктимизации детей, когда стороны конфликта отрицают факты неблагополучия детей, авторы предлагают разрабатывать специальные программы по просвещению учителей и родителей [5].

Приступая к работе над модификацией карты наблюдения, было проведено анкетирование учителей, результаты которого показали, с одной стороны, актуальность психологической службы в школе, а с другой стороны, разобщенность в работе с детьми психолога, педагога и родителей. Мы предлагаем использовать метод программированного наблюдения «Карта наблюдения Д. Стотта» в качестве общего психологического инструмента педагога и психолога. Метод предназначен для индивидуальной работы с детьми. Он может быть особенно полезен в тех случаях, когда за внешне безобидным поведением скрыты страдания ребенка. Диагностика признаков дезадаптивного поведения ребенка (у учеников, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей) и учеников, которым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей» [4, с. 71]) направлена на то, чтобы ребенок мог получить психологическую помощь.

«Карта наблюдения» («The Bristol Social Adjustment Guides (BSAG)»), разрабатывалась в середине 50-х годов на материале изучения поведения подростков, совершающих преступления, подростков с проблемами психического здоровья. Выделенные «формы поведения» или «отрезки поведения» («items») определяли специфику и степень адаптированности/дезадаптированности ребенка к условиям обучения и воспитания в школе, в больницах и колониях для несовершеннолетних. На основе данного психологического инструмента в мире были проведены многочисленные исследования, позволяющие прогнозировать рискованное поведение подростков и своевременно предоставить психологическую и, если необходимо, медицинскую помощь [6]. В России адаптация «Карты наблюдения» была проведена в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерова в конце 70-х годов прошлого века, она отличалась от оригинальной версии сокращением пунктов, «отрезков поведения» и не содержала «формы поведения» родителей «трудных» детей. В настоящее время «Карта наблюдения Д. Стотта» в варианте В.А. Мурзенко и изменениями А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых содержит 16 синдромов или симптомокомплексов форм поведения (симптомов), отражающих признаки дезадаптированности ребенка [3, с. 250–266]. Мы, сохранив общую модель карты наблюдения, но учитывая современные реалии, выделили 4 синдрома, которые назвали: «Тревожность», «агрессия», «Асоциальность» и «Социальный статус». Каждый синдром содержит группы симптомокомплексов тревожного и агрессивного поведения, а также особенности общения детей с взрослыми и ровесниками. Дополнительно мы включили в «Карту наблюдения» блок «Ресурсы развития», в котором учителю предлагается выделить школьные предметы, к которым ребенок проявляет интерес или хотя бы немного, но лучше успевает, а также перечислить увлечения ребенка.

Работая с «Картой наблюдения», отмечая симптомы детей, учитель может использовать всю доступную для него информацию, включая медицинские документы, сведения от других учителей, детей, родителей и т.п. В «Карту наблюдения Д. Стотта» включены «новые формы поведения» детей, обусловленные включением в детство цифровых технологий, изменением форм взаимодействия детей, родителей и педагогов (социальные сети, электронный дневник). В карту наблюдения включены не только признаки дезадаптивного поведения ребенка, но и родителей, которые предоставляют детям семейную социальную ситуацию развития.

Предлагаемые для наблюдения признаки «поведения родителей» акцентирует внимание на то, что дети и из внешне благополучных семей могут воспитываться в условиях эмоциональной депривации, психологического насилия, родительского перфекционизма и т.п. [1].

Мы постарались сделать удобную форму заполнения карты для педагогов и психологов, сократив и разработав электронную версию, которая доступна на сайте http://stottquestions.com/.

Таким образом, целенаправленное, программированное наблюдение за детьми помогает выявить симптомы нарушения поведения и наметить программу работы психолога с ребенком, опираясь на наблюдаемые учителями не только негативные, но и позитивные формы поведения детей, отмечаемые в карте наблюдения, а также использовать в полной мере учительский опыт для корректировки поведения. В результате продуктивного взаимодействия, а не соперничества между педагогом и психологом, между школой и родителями создать условия для психологического благополучия детей и сформировать у ребенка навыки безопасного поведения.

Литература

  1. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Родительский контроль в современном обществе: приоритеты и формы реализации // Научный диалог. 2017. №4. С. 220–232.
  2. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. – М.: смысл, 2016. – 528 с.
  3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
  4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., пер. и доп. – СПб.: Питер, 2008 – 208 с.
  5. Hale R., Fox Claire L., Murray M. “As a Parent You Become a Tiger”: Parents Talking about Bullying at School // Journal of Child and Family Studies. July 2017. Vol. 26, Issue 7, P. 2000–2015. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10826-017-0710-z.
  6. Stott D. H. Prediction of success or failure on probation: a follow-up study // J. Social Psychiat. 1964. 10. 27–30. URL: https://doi.org/10.1177/002076406401000104

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бегунова Л.А. Метод программированного наблюдения в психолого-педагогической работе с детьми из семей группы риска // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 102-105.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки