Бегунова Людмила Анатольевна (Москва, Россия), кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.
Ключевые слова: карта наблюдения, психологическая поддержка, детско-родительские отношения, взаимодействие между субъектами образования.
METHOD OF PROGRAM OBSERVATION IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN FROM FAMILIES OF RISK GROUP
Begunova Lyudmila Anatolievna (Moscow, Russia), PhD in Law, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education.
Keywords: observation map, psychological support, parent-child relationships, interaction between subjects of education.
Внедрение инновационных образовательных технологий в сфере образования и видов коммуникаций между субъектами образования не уменьшило актуальности задач целенаправленного воспитания детей. Не прекращаются и споры о методах психолого-педагогического воздействия в учебном процессе [2]. Для современной системы образования типичным стало введение новых форм обучения без соответствующей подготовки специалистов. К сожалению, это относится не только к техническим средствам обучения, но и к работе с конкретными детьми, имеющими те или иные особенности развития. Учитель часто вынужден самостоятельно и быстро менять методику преподавания, когда у него в классе оказывается ребенок-инвалид, присутствует тьютор на уроке и т.п. Именно в таких ситуациях преподавателю как никогда необходимо взаимодействовать с психологом, с родителями детей, а при необходимости и с врачами.
Несмотря на все реформы образования, классный руководитель сохранил свои позиции воспитателя. В отличие от школьного психолога, который может быть не просто один на школу, а один на несколько школ, у учителя есть возможность для повседневного наблюдения за ребенком и общения с его родителями. Предлагаемый нами метод программированного наблюдения «Карта наблюдения Д. Стотта» ориентирован в первую очередь на работу с такой категорией детей, которые могут получить опыт общения с просоциальной средой и психологическую поддержку только со стороны школьной администрации и, прежде всего, классного руководителя, и школьного психолога.
Взаимодействие между учителями и родителями, между семьей и школой, является одним из факторов, обеспечивающих благополучный или неблагополучный аспект социальной ситуации развития ребенка. Отсутствие партнерских отношений между родителями и школьной администрацией, разочарование родителей и недоверие к учителям, когда родители пытались помочь детям прекратить издевательства в школе («bullying»), характерны не только для российской образовательной среды. Например, HaleR. с соавторами по опросам родителей на северо-западе Англии выявили, что дети не всегда рассказывают родителям об издевательствах, и не только потому, что они не чувствуют поддержки с их стороны, а, например, из-за страхов, что им ограничат доступ к интернету. Наиболее типично это в ситуациях, когда угрозы и травля происходят через социальные сети. Учителя на жалобы родителей отвечали, что им также не было известно о фактах травли детей, так как не было жалоб ни от родителей, ни от детей. Часть же родителей сообщали, что они не ставили школу в известность специально, так как опасались, что дети получат репутацию «жалобщиков». В свою очередь учителя отмечали, что часто родители отрицали ситуации «психологического неблагополучия детей» вместе с отрицанием своей родительской неуспешности, в результате чего учителя оставались с «затравленным» ребенком без поддержки его семьи. Для решения конфликтов, когда родители обвиняют школу, а школа родителей в виновности виктимизации детей, когда стороны конфликта отрицают факты неблагополучия детей, авторы предлагают разрабатывать специальные программы по просвещению учителей и родителей [5].
Приступая к работе над модификацией карты наблюдения, было проведено анкетирование учителей, результаты которого показали, с одной стороны, актуальность психологической службы в школе, а с другой стороны, разобщенность в работе с детьми психолога, педагога и родителей. Мы предлагаем использовать метод программированного наблюдения «Карта наблюдения Д. Стотта» в качестве общего психологического инструмента педагога и психолога. Метод предназначен для индивидуальной работы с детьми. Он может быть особенно полезен в тех случаях, когда за внешне безобидным поведением скрыты страдания ребенка. Диагностика признаков дезадаптивного поведения ребенка (у учеников, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей) и учеников, которым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей» [4, с. 71]) направлена на то, чтобы ребенок мог получить психологическую помощь.
«Карта наблюдения» («The Bristol Social Adjustment Guides (BSAG)»), разрабатывалась в середине 50-х годов на материале изучения поведения подростков, совершающих преступления, подростков с проблемами психического здоровья. Выделенные «формы поведения» или «отрезки поведения» («items») определяли специфику и степень адаптированности/дезадаптированности ребенка к условиям обучения и воспитания в школе, в больницах и колониях для несовершеннолетних. На основе данного психологического инструмента в мире были проведены многочисленные исследования, позволяющие прогнозировать рискованное поведение подростков и своевременно предоставить психологическую и, если необходимо, медицинскую помощь [6]. В России адаптация «Карты наблюдения» была проведена в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерова в конце 70-х годов прошлого века, она отличалась от оригинальной версии сокращением пунктов, «отрезков поведения» и не содержала «формы поведения» родителей «трудных» детей. В настоящее время «Карта наблюдения Д. Стотта» в варианте В.А. Мурзенко и изменениями А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых содержит 16 синдромов или симптомокомплексов форм поведения (симптомов), отражающих признаки дезадаптированности ребенка [3, с. 250–266]. Мы, сохранив общую модель карты наблюдения, но учитывая современные реалии, выделили 4 синдрома, которые назвали: «Тревожность», «агрессия», «Асоциальность» и «Социальный статус». Каждый синдром содержит группы симптомокомплексов тревожного и агрессивного поведения, а также особенности общения детей с взрослыми и ровесниками. Дополнительно мы включили в «Карту наблюдения» блок «Ресурсы развития», в котором учителю предлагается выделить школьные предметы, к которым ребенок проявляет интерес или хотя бы немного, но лучше успевает, а также перечислить увлечения ребенка.
Работая с «Картой наблюдения», отмечая симптомы детей, учитель может использовать всю доступную для него информацию, включая медицинские документы, сведения от других учителей, детей, родителей и т.п. В «Карту наблюдения Д. Стотта» включены «новые формы поведения» детей, обусловленные включением в детство цифровых технологий, изменением форм взаимодействия детей, родителей и педагогов (социальные сети, электронный дневник). В карту наблюдения включены не только признаки дезадаптивного поведения ребенка, но и родителей, которые предоставляют детям семейную социальную ситуацию развития.
Предлагаемые для наблюдения признаки «поведения родителей» акцентирует внимание на то, что дети и из внешне благополучных семей могут воспитываться в условиях эмоциональной депривации, психологического насилия, родительского перфекционизма и т.п. [1].
Мы постарались сделать удобную форму заполнения карты для педагогов и психологов, сократив и разработав электронную версию, которая доступна на сайте http://stottquestions.com/.
Таким образом, целенаправленное, программированное наблюдение за детьми помогает выявить симптомы нарушения поведения и наметить программу работы психолога с ребенком, опираясь на наблюдаемые учителями не только негативные, но и позитивные формы поведения детей, отмечаемые в карте наблюдения, а также использовать в полной мере учительский опыт для корректировки поведения. В результате продуктивного взаимодействия, а не соперничества между педагогом и психологом, между школой и родителями создать условия для психологического благополучия детей и сформировать у ребенка навыки безопасного поведения.
Литература
- Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Родительский контроль в современном обществе: приоритеты и формы реализации // Научный диалог. 2017. №4. С. 220–232.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. – М.: смысл, 2016. – 528 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
- Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., пер. и доп. – СПб.: Питер, 2008 – 208 с.
- Hale R., Fox Claire L., Murray M. “As a Parent You Become a Tiger”: Parents Talking about Bullying at School // Journal of Child and Family Studies. July 2017. Vol. 26, Issue 7, P. 2000–2015. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10826-017-0710-z.
- Stott D. H. Prediction of success or failure on probation: a follow-up study // J. Social Psychiat. 1964. 10. 27–30. URL: https://doi.org/10.1177/002076406401000104
Комментарии
Добавить комментарий